В консолидированный бюджет РФ за январь-август 2018 года поступило 13,6 трлн рублей налогов, что на 21,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Увеличение поступления налогов связано прежде всего с факторами благоприятной сырьевой и валютной конъюнктуры. За этот период, например, нефтяные цены поднялись с $66,5 до $78 по Brent, то есть на 17%, а доллар к рублю - с 57 до 68 руб., или на 19%. В результате рублёвая цена барреля выросла с 3800 до небывалых 5300 руб., то есть почти на 40%. Поэтому повышение налоговых сборов на 21,5% , которое идёт в основном от предприятий ТЭК , нельзя рассматривать как крупное достижение налоговых служб. Ведь из суммы дополнительных сборов в 2,4 трлн руб. почти половина - 1,16 трлн приходится на налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который повышается «автоматически» с увеличением цен реализации сырья. Да и в других составляющих роста, приводимых ФНС - налоге на прибыль, НДС, НДФЛ - роль ценовой конъюнктуры в ТЭК весьма высока. К безусловным успехам налоговиков можно смело отнести дополнительные поступления от налогового администрирования в 250 млрд руб. И современные технологии играют здесь важную роль. Например, автоматизировано получении информации от ФТС в налоговые органы. Поэтому сейчас есть возможность отследить правомерность абсолютно всех заявленных вычетов импортёров по НДС, уплаченному на таможне при ввозе товаров. Раньше технологии не позволяли сделать это, выборка для проверки была ограниченной. В результате неправомерное заявление к вычету импортного НДС сократилось с 16,3% до 3% за первые 6 месяцев 2018 г., по данным ФНС Кроме того, например, электронная сверка данных по начислению и уплате взаимосвязанных налогов по сделкам между разными контрагентами стала возможной буквально в он-лайн режиме. Тогда как раньше она требовала письменного документооборота в ходе встречных проверок разными подразделениями ФНС. Таких примеров можно приводить немало. Факт в том, что развитие технологий, эффективная работа налоговиков и иных госслужб с bigdata позволяют увеличивать охват налогового контроля, относительно снижать издержки и время для его осуществления. Марк Гойхман, ведущий аналитик ГК Телетрейд |