ИТОГИ ГОДА – Российская авиаотрасль: в тихом омуте

МОСКВА, 20 дек - РИА Новости/Прайм. Уходящий год для российской гражданской авиации не был отмечен потрясениями, в отличие от 2015-го: новых крупных банкротств, как "Трансаэро", не произошло, авиасообщение с другими странами не прерывалось, серьезных катастроф также удалось избежать.

Год запомнится, прежде всего, возобновлением авиасообщения с Турцией, неожиданным решением менеджмента "Трансаэро" о перезапуске компании и несбывшимися надеждами на возобновление полетов в Египет.

В целом рынок пассажирских авиаперевозок в РФ продолжил падать. При этом внутренние перевозки росли, а международные – серьезно сокращались. По данным Росавиации, российские авиакомпании за 10 месяцев сократили объем пассажирских перевозок на 6,8% в годовом выражении, до 75,35 миллиона человек. Перевозки пассажиров на внутренних линиях выросли почти на 6% (48,1 миллиона человек), а на международных - упали почти на четверть (27,27 миллиона человек).

"Итоги года противоречивые: с одной стороны, негативные факторы - продолжающийся экономический кризис и "закрытый" Египет, с другой – позитивные для игроков", - считает научный сотрудник Института экономики транспорта Высшей школы экономики Андрей Крамаренко.

Многие авиакомпании на фоне ухода "Трансаэро" с рынка смогли улучшить финансовые результаты, пояснил он. "Но в хорошем положении сейчас только лидеры - "Аэрофлот" и S7. Остальные, в основном, болтаются около нуля по чистой прибыли", - отметил эксперт.

"ТРАНСАЭРО" НЕ ВЗЛЕТИТ

Информационное пространство в начале ноября взорвала новость о том, что некогда крупнейшая частная авиакомпания РФ – "Трансаэро", - в которой сейчас идет процедура банкротства, решила возобновить деятельность.

"Трансаэро" в конце 2015 года не смогла обслуживать долги, составляющие вместе с лизинговыми обязательствами около 250 миллиардов рублей. Процедура наблюдения в "Трансаэро" по заявлению Сбербанка была введена еще в декабре 2015 года. Теперь перевозчик предложил своим кредиторам стать акционерами новой компании. Процедура замещения активов предполагает снятие резервирования для банков.

Крупнейшие кредиторы, однако, ясно дали понять, что такой план им неинтересен. Глава Сбербанка Герман Греф в середине декабря заявил, что "никакого плана реструктуризации нет", и его банк в нем участвовать не будет. Глава второго по величине активов российского банка – ВТБ Андрей Костин назвал "Трансаэро" "фениксом, который никогда не восстанет".

"На "Трансаэро" висит куча долгов. Никто из кредиторов в перезапуск компании не верит. Любой нормальный инвестор предпочтет запустить компанию с нуля", - прокомментировал Крамаренко.

Однако у инициаторов проекта есть время до весны, чтобы убедить кредиторов: Арбитражный суд Петербурга и Ленинградской области отложил рассмотрение дела о банкротстве "Трансаэро" на 1 марта 2017 года.

ТУРЦИЯ УЛУЧШИЛА КАРТИНУ...

Россия после девятимесячного перерыва с начала сентября возобновила чартерные полеты в Турцию, при этом регулярное авиасообщение между странами практически не прерывалось.

Чартерные авиаперевозки между РФ и Турцией были прерваны из-за кризиса в отношениях двух стран после того, как в ноябре 2015 года турецкий истребитель сбил в Сирии российский бомбардировщик Су-24. Перелом в ситуации наступил летом 2016 года после письма главы Турции Тайипа Эрдогана президенту РФ Владимиру Путину, в котором содержались извинения за сбитый самолет.

Восстановление чартерных полетов на турецкие курорты, хотя и произошло в конце высокого сезона, положительно сказалось как на туроператорах, так и на авиакомпаниях, немного сгладив негатив от отсутствия Египта. "Открытие Турции вернет, но не в полной мере, пассажиропоток авиакомпаниям и улучшит финансовое положение перевозчиков, просто потому, что чартерные перевозки, как правило, гарантированно безубыточны", - считает Крамаренко.

Однако Египет, в отличие от Турции, давал авиакомпаниям отличный способ поправить сезонность: зимой перевозчики могли ставить мощности на Египет, тем самым компенсируя падение спроса на внутреннем рынке, указал эксперт. По этой причине, отметил Крамаренко, в прошлый зимний сезон все чартерные авиакомпании понесли убытки.

...НО ВСЕ ЖДУТ ЕГИПТА

Авиасообщение с Египтом, приостановленное с осени 2015 года из-за теракта на борту Airbus A321 "Когалымавиа", несмотря на чаяния россиян, так и не было восстановлено в уходящем году. Главная причина – необходимость полного обеспечения безопасности российских туристов, в котором специалисты до сих пор окончательно не уверены.

Министр транспорта РФ Максим Соколов заявлял, что российская сторона сформулировала свои требования к безопасности египетских аэропортов еще к началу 2016 года и новых не предъявляла. Среди них - установка в аэропортах автоматической системы биометрического доступа сотрудников, совершенствование видеонаблюдения по периметру территории аэропорта и аэровокзальных комплексов, организация специальных зон доступа предполетного досмотра пассажиров и другие.

В конце сентября состоялся последний визит делегации российского Минтранса в Египет. В ходе визита Соколов провел встречи с президентом страны и египетским министром гражданской авиации. По итогам встречи обе стороны заявили о прогрессе, однако ограничения так и не были сняты. Российский Минтранс неоднократно подчеркивал, что требуется еще минимум один визит специалистов для проверки безопасности египетских аэропортов.

Впрочем, надежды на скорое восстановление полетов в арабскую республику остаются. Так, в аэропортах Шарм-эш-Шейха и Каира уже установлена система биометрического контроля доступа сотрудников. Россия направила Египту проект межправсоглашения по авиабезопасности, которое вскоре должно быть подписано.

Авиакомпании РФ, судя по данным Росавиации, также ждут открытия авиасообщения: целый ряд перевозчиков подали заявки на полеты в Египет.

НОВЫЙ САМОЛЕТ

Важным событием в авиастроении стала презентация нового отечественного самолета – МС-21 ("Магистральный самолет XXI века"). Программа семейства ближне-среднемагистральных самолетов МС-21 разрабатывается совместно ОКБ Яковлева и корпорацией "Иркут". Предполагается, что первый полет нового лайнера состоится в феврале-марте 2017 года. Под воздушное судно создается турбореактивный двигатель нового поколения ПД-14.

Это второй крупный проект гражданского авиастроения в современной России после Sukhoi Superjet 100, который уже несколько лет эксплуатируется отечественными и зарубежными перевозчиками.

Российский авиапром планирует занять не только нишу ближне- и среднемагистральных воздушных судов, но и дальнемагистральных. Для реализации программы широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета была привлечена китайская сторона - соглашение РФ и Китая по совместной реализации проекта было подписано в конце июня.

По замыслу сторон, создаваемый лайнер вместимостью 250–300 пассажиров составит конкуренцию самолетам других ведущих авиапроизводителей - Airbus и Boeing - и займет существенную долю рынка не только в России и Китае, но и в других странах. Первое воздушное судно должно быть построено к 2025-2027 годам, а собираться самолет будет в Шанхае.

НОВАЯ АВИАКОМПАНИЯ

Не всех пугает падающий рынок и спрос: в конце сентября министр транспорта Соколов сообщил, что в России в следующем году будет создана новая региональная авиакомпания "Азимут". Позднее стало известно, что одним из инвесторов нового проекта выступит совладелец аэропорта "Внуково" Виталий Ванцев.

Предполагается, что авиакомпания будет заниматься перевозками на юге России, а ее парк пополнят около десяти Sukhoi Superjet 100. Базовым аэропортом для "Азимута" может стать строящийся "Платов" в Ростове-на-Дону.

Однако прибыльность будущего проекта вызывает сомнения. "Как коммерческий проект авиакомпания, базирующаяся в Краснодарском крае, бессмысленна из-за очень высокой сезонности спроса. Сезон на Черноморском побережье длится не более пяти месяцев в году, авиакомпания, которая летает пять месяцев в году - это неприбыльный бизнес", - отметил Крамаренко.

Глава Минтранса, в свою очередь, говорил, что проект будет интересен региональным аэропортам для развития "горизонтальных" связей. По его словам, инвестиции в создание авиакомпании "Азимут" могут составить 300 миллионов долларов.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Комментарии отключены.