Когда наступит смерть доллара?

Кредитная экспансия во всех формах привела к созданию невиданного кредитного пузыря. Главный пузырь – это пузырь американских казначейских обязательств.

В мае-июне я написал две статьи , которые объясняли как это происходило:

ОДИН ГРАФИК, КОТОРЫЙ ОБЪЯСНЯЕТ ВСЕ!

Крис Мортенсен пишет:

Вся наша денежная система и если брать более широко – наше ощущение прав и потребностей и ожидания будущего роста были сформированы в ответ и исключительно во взаимосвязи с экспоненциальным кредитным ростом. Вот почему Бернанке может напечатать еще несколько триллионов и не достичь реально никакого результата. Это потому, что кредитная машина роста ждет, требует и так или иначе зависит от кредитного удвоения в течение ближайшего десятилетия.

ДВЕ ГЛОБАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ

Почти тридцать последних лет мы имеем две глобальные стратегии, которые обеспечивали глобальный рост экономики.

Одна из стратегий – это азиатская стратегия коммерции. Вторая – стратегия американского доллара как резервной валюты.

Одна из этих двух стратегий создавала возможность, при которой появились азиатские промышленные страны-гиганты, которые впоследствии выросли до размеров, при которых стали производственным мотором мира.

Другая стратегия позволила США жить значительно не по средствам; иметь огромный бюджетный дефицит, хронические торговые дисбалансы и возникшие уже в недавнее время дисбалансы текущего счета. США в течение этого времени превратилась из богатейшей в мире страны в страну – крупнейшего в мире должника.

Вот что пишет по этому поводу Eric Janszen – экономический и финансовый аналитик и владелец сайта iTulip.com.

Если вкратце, это выглядит как кредитный пузырь, который начал надуваться в начале 80-х, ускорился в 1995г., и к текущему моменту достиг грандиозных размеров. Его размер настолько ошеломляющий уже сейчас, что политики никогда не позволят рынку самому исправить дисбалансы – последствия дефляционных издержек будут просто неприемлемы для желающих переизбрания политиков. Единственная оставшаяся возможность – обслуживать эти долги посредством сильной девальвации валюты. Отсюда и та ключевая роль, которую сегодня играет ФРС.

ФРС находится в эпицентре этого процесса, интенсивно вмешиваясь с целью не позволить рыночным силам провести коррекцию. Стратегия при этом двойная: во-первых, не позволить ценам на активы упасть (т.е. подавить дефляцию активов) с помощью исторически низких ставок, а во-вторых, удержать контроль над зарплатами и сырьевыми ценами, что делается главным образом посредством девальвации валюты (поддержка “слабого доллара”). ФРС делает всё от неё зависящее, чтобы удержать финансовую систему от краха так долго, как это возможно. Фундаментальный результат всего этого процесса – перенести риски с Уолл-Стрит на налогоплательщиков.

Главный вопрос: как долго это может продолжаться? Существует ли такая точка, в которой доверие системе обрушится, и рыночные силы в конце концов пересилят интервенции?

Ответ Эрика:

“Это может продолжаться намного дольше, чем большинство людей может себе представить.”

На второй вопрос ответ:

“да.”

«Историческая» роль Федрезерва: он балансирует существующую денежную систему.

Во-первых, как самый важный центральный банк в мире, ФРС наделена чрезмерной властью. В теории она может расширять свой баланс бесконечно. Её возможность принимать на себя огромные количества новых обязательств теоретически ничем не ограничена – значительная часть из которых может быть легко спрятана с помощью бухгалтерских трюков.

И т.к. США и крупнейшая экономика в мире, и поставщик мировой резервной валюты, другие страны вынуждены поддерживать текущий режим. Крах американской экономики вызовет чрезмерные трудности у всех её торговых партнёров, так что они продолжают покупать Казначейские облигации в достаточных количествах для финансирования экономической активности США.

Но нельзя сказать, что все довольны существующим положением дел. И на это следует обратить внимание (и откуда повышается роль золота).

Ситуация меняется.

На протяжении большей части 20-го века экономика Соединённых Штатов составляла приблизительно 54-58% от мировой. Сегодня её доля упала до около 18%. Это означает, что относительная значимость США в глобальной системе сократилась.

Доверие к созданной США монетарной системе падает!

Выпуск мировой резервной валюты – это привилегия, которая должна непрерывно подтверждаться прозрачностью и надёжным контролем – качества, которых США явно не хватало последние несколько десятилетий, на протяжении которых они надували пузыри активов и накапливали триллионные дефициты, влезая в огромные долги и в крайней степени увеличивая предложение денег. И даже если мировые центробанки продолжают поддержку текущего монетарного режима, основанного на покупке US Treasuries, то они уже начали хеджировать свои вложения.

Они делают несколькими способами.

После нескольких десятилетий продаж, мировые центробанки во втором квартале 2009г. стали чистыми покупателями золота.

Центробанки стали диверсифицироваться и другими способами помимо металлических валют: они стали покупать валюты стран с сильными балансами, они ищут другие привлекательные активы.

Эрик видит, что центральные банки позиционируются «ближе к выходу», что является естественным в условиях приближения окончания этой игры, которая закончится разрушением основанной на US Treasuries монетарной системы. Ввиду укоренившихся особых интересов, проводимой политики, дефицита ресурсов и других факторов – он не ожидает, что США предпримут необходимые коррекционные меры до того, как доверие в США и ее валюту будет окончательно разрушено.

Полностью интервью с Эриком Янсеном можно прочитать здесь:

Комментарии отключены.