Правительство одобрило проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" (в части регистрации облигаций, регулирования эмиссии ценных бумаг и деятельности финконсультантов на рынке ЦБ)"

Правительство сегодня по итогам обсуждения одобрило проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" (в части регистрации облигаций, регулирования эмиссии ценных бумаг и деятельности финконсультантов на рынке ценных бумаг)" и принято решение внести его в Государственную Думу в установленном порядке.

Об этом сообщает Департамент правительственной информации.

По мнению ФКЦБ России, данный законопроект отражает практический опыт эмиссии ценных бумаг, их регистрации, а также раскрытия эмитентами информации. Кроме того, он решает целый ряд существующих на практике проблем, препятствующих эмиссии и обращению ценных бумаг на российском фондовом рынке.

Одной из главных задач проекта является совершенствование правового регулирования выпуска облигаций. Законопроект дает новое, более точное по сравнению с существующим, определение понятию "облигация", учитывающее различные формы получения дохода по облигациям, в том числе в форме дисконта:

"Облигация - эмиссионная ценная бумага, удостоверяющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок е6 номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение дохода в виде процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом по облигации является доход в виде процентов от номинальной стоимости облигации (стоимости имущественных прав) и (или) разница между номинальной стоимостью (ценой продажи, стоимостью имущественного эквивалента) и ценой размещения (ценой покупки) облигации (дисконт)".

Одновременно законопроект создает реальную основу для выпуска облигаций, возврат средств по которым обеспечивается одним из способов, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации (поручительством, банковской гарантией, залогом). В настоящее время выпуску таких облигаций препятствует действующее законодательство, которое не позволяет сделать обязательство по возврату займа, выраженное в облигации, и обеспечительное обязательство по этому займу одинаково оборотоспособными. Кроме того, права облигационеров в настоящее время не достаточно защищены, поскольку условия обеспечения зависят от усмотрения эмитента и обеспечителя и могут изменяться. В результате этого реальное обеспечение обязательств по облигациям является невозможным.

Законопроект предусматривает, что в обеспеченной облигации воплощено не только основное обязательство - займ, но и дополнительное -обеспечение. Благодаря этому владелец облигации может представлять в подтверждение своего права требования к лицу, предоставившему обеспечение, облигацию, а не ссылаться на недоступный ему договор между эмитентом и обеспечителем, основание приобретения прав по которому владельцем облигации не ясно. При этом порядок самого исполнения обеспечительного обязательства не изменяется и подчиняется общим правилам, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации.

Проект создает возможность выпуска опционов эмитента. В настоящее время законодательство не предусматривает возможности выпуска таких ценных бумаг. Между тем выпуск опционов является широко применяемым во всем мире способом стимулирования заинтересованности руководителей и иных сотрудников акционерных обществ в росте рыночной стоимости акций. Фиксируя цену приобретения акций, опцион дает возможность его владельцу получить доход в случае превышения ее рыночной стоимости над зафиксированной в опционе ценой. В связи с этим руководители и работники акционерного общества, являющиеся владельцами опционов, заинтересованы в том, чтобы своими усилиями добиться доходности деятельности акционерного общества и тем самым повышения рыночной стоимости его акций.

Одновременно, для того чтобы исключить возможность злоупотребления выпуском опционов, проект устанавливает правила такого выпуска. Так, законопроект устанавливает, что размещение опционов подчиняется правилам размещения ценных бумаг, конвертируемых в акции. Это, в частности, означает, что в уставе общества должны быть предусмотрены объявленные акции (предусмотренные в уставе акции, которые общество может выпустить дополнительно к уже размещенным), необходимые для исполнения обязанностей по опционам. Кроме того, законопроект предусматривает специальные ограничения для выпуска опционов. В частности, объем эмиссии опционов не должен быть более 5 процентов уставного капитала.

Одним из важных изменений, предлагаемых проектом закона, является установление требования о подписании проспекта эмиссии и ежеквартального отчета эмитента его руководителями, а также иными лицами, которые в силу своей профессиональной деятельности могут подтверждать достоверность содержащейся в них информации (аудиторы, брокеры (дилеры) и т.д.). Эти требования станут основой для возложения на лиц, подписавших проспект эмиссии и ежеквартальный отчет, ответственности за достоверность информации, уже установленной в настоящее время Федеральным законом "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг". Речь идет о солидарной между лицами, подписавшими проспект эмиссии (ежеквартальный отчет), и субсидиарной по отношению к эмитенту ответственности.

Для обозначения лиц, оказывающих эмитенту услуги по подготовке проспекта эмиссии, законопроект вводит понятие "финансовый консультант на рынке ценных бумаг". При этом законопроект не исключает возможности выполнения функций финансовых консультантов на рынке ценных бумаг любыми лицами. Между тем, право подписания проспекта эмиссии предполагается предоставлять только тем финансовым консультантам, которые являются брокерами и дилерами.

Кроме того, законопроект вводит "перечень эмитентов, отвечающих требованиям высокого качества корпоративного управления", утверждение которого законопроект относит к полномочиям Экспертного совета при Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. Данное изменение основано на мировом опыте. В условиях глобализации фондового рынка и развития внебиржевой торговли, формирование такого перечня представляет собой создание доступного для российских и иностранных инвесторов списка российских эмитентов, отвечающих общим мировым требованиям к эмитентам ценных бумаг. Законопроект никак не ограничивает самостоятельность организаторов торговли на рынке ценных бумаг по включению ценных бумаг в собственный листинг. Наоборот, законопроект создает возможность для того, чтобы установить общемировые правила, заключающиеся в том, что одним из условий включения эмитента в указанный перечень является включение его ценных бумаг в листинг по крайней мере одного из организаторов торговли.

Еще одна важная поправка, вызванная практикой, - отнесение требований к ежеквартальному отчету эмитента к полномочиям федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Тем самым создается возможность установить требования к ежеквартальному отчету эмитента с большой гибкостью, в зависимости от того активно ли обращаются ценные бумаги этого эмитента на рынке ценных бумаг или нет. Практика продемонстрировала, что требования к ежеквартальному отчету эмитента (составу информации, раскрываемой эмитентами в ежеквартальных отчетах), установленные действующим законом, чрезмерны или вовсе бессмысленны, если сделки с ценными бумагами эмитента носят редкий характер. Между тем соблюдение таких требований обременительно.

Наконец, законопроект предусматривает право федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг давать разъяснения по вопросам законодательства, связанного с функционированием рынка ценных бумаг. Учитывая, что обращения в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг с просьбой разъяснить то или иное положение законодательства о рынке ценных бумаг и иного законодательства, связанного с ценными бумагами, носят постоянный характер, это положение должно устранить неясность в отношении наличия у комиссии соответствующего полномочия.

Таким образом, считает ФКЦБ России, принятие проекта позволит расширить круг ценных бумаг на рынке ценных бумаг, снизить требования к раскрытию информации эмитентами, ценные бумаги которых активно не обращаются на рынке ценных бумаг. При этом законопроект не только не снижает, но даже повышает степень защищенности инвесторов на рынке ценных бумаг.

Другие новости

29.03.2001
19:37
Цены большинства выпусков петербургских облигаций сегодня вновь выросли
29.03.2001
19:31
Рынок госдолга: в пятницу на рынке госдолга может наблюдаться увеличение объема предложения госбумаг
29.03.2001
19:06
Правительство РФ приняло основные положения Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в РФ, на Минэкономразвития России возложена задача координации работы по ее реализации
29.03.2001
19:05
Правительство РФ поручило ведомствам в 3-месячный срок доработать концепцию формирования системы обязательного медико-социального страхования и соответствующие законопроекты
29.03.2001
18:57
Правительство одобрило проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" (в части регистрации облигаций, регулирования эмиссии ценных бумаг и деятельности финконсультантов на рынке ЦБ)"
29.03.2001
18:53
ОАО "Интагео" (Республика Коми) выиграло конкурс на право рекультивации земель, нарушенных при добыче золота
29.03.2001
18:49
В четверг на рынке акций российских компаний наблюдалось ощутимое снижение цен большинства инструментов
29.03.2001
18:27
Ю.Коптев: Россия через 3-4 года вернется в круг мировых авиапроизодителей и для начала будет производить на экпорт до 60-80 самолетов в год
29.03.2001
18:22
Рост производительности труда в Канаде в IV квартале 2000 года замедлился до 0.7%
Комментарии отключены.