ОБЗОР - Последний год третьего президентства: эксперты о дальнейших действиях Путина

МОСКВА, 2 мар - РИА Новости. Третий срок президентства Владимира Путина запомнится успехами во внешней политике и рядом нерешенных задач внутри страны, в частности, в экономике, считают опрошенные РИА Новости эксперты.

Политологи отмечают, что российский лидер за прошедшие пять из шести лет нового срока пребывания у власти сумел нарушить монополию США на трактовку международного права и стал восприниматься в мире как ценностно-ориентированный политик консервативного толка, в то же время это во многом осложнило выполнение предвыборной экономической повестки.

Оставшийся год президентства, по их мнению, будет посвящен выработке скорректированной социально-экономической программы, ускоренному развитию регионов и дальнейшей ротации кадров.

Четвертого марта 2012 года прошли очередные выборы, в результате которых Путин был избран президентом РФ в третий раз, впервые - на шестилетий срок.

Тридцать первого декабря 1999 года президент Борис Ельцин объявил о своем уходе в отставку. В 2000 году Путин занял высший государственный пост с приставкой "и.о.". В марте того же года он был избран на пост главы государства, а спустя четыре года был переизбран. В 2008-2012 годах Путин руководил правительством, а в марте 2012 года снова одержал победу на президентских выборах.

Очередные выборы главы государства состоятся в марте 2018 года. Вопрос участия в них Путина пока остается открытым. Несмотря на заявления ряда источников в СМИ о том, что нынешний президент намерен выдвинуться снова, в Кремле подчеркивают, что пока этот вопрос не стоит на повестке дня.

ВЛИЯТЕЛЬНЫЙ ПОЛИТИК КОНСЕРВАТИВНОГО ТОЛКА

Эксперты сходятся во мнении, что у нынешнего президентского срока Путина есть очевидный геополитический акцент.

"Прежде всего, конечно, этот период запомнился внешней политикой… Возвращение Крыма и вот эта перенастройка внешней политики, попытки найти новых партнеров, новые направления. Довольно сложные отношения с Западом и Америкой, поэтому попытка переориентации, в том числе, на восточных партнеров. Украинский конфликт, который до сих пор не прекращается, и попытки поиска (мира - ред.). Во всех них президент выглядит как такой миротворец и человек, который пытается сгладить эти конфликты и в то же время отстаивать национальные интересы", - сказал руководитель Центра экономических и политических реформ Николай Миронов.

Главным же, по мнению политологов, бесспорно, является воссоединение России с Крымом и Севастополем. Председатель Совета директоров Фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский назвал это "смысловой и эмоциональной доминантой" третьего президентского срока Путина, пояснив, что "своим масштабом и по своему эффекту это событие является системообразующим для российской, да и, в общем, для мировой политики последних лет".

"Можно говорить о том, что Россия прочно, уверенно вошла в высшую лигу государств, которые способны и считают себя вправе влиять на правила игры в мировой политике, а подчас и определять эти правила. Потому что и решение по Крыму, и начало операции в Сирии означало нарушение тех негласных правил игры в мироустройстве, которое сложилось после холодной войны, которые подразумевали абсолютно безоговорочную монополию Соединенных Штатов на проведение политики вмешательства и на изменение границ, легитимацию, делигитимацию режимов, на трактовку международного права. Мы сделали заявку на полноценный суверенитет, не довольствуясь суверенитетом второго уровня", - отмечает глава Института национальной стратегии Михаил Ремизов.

По его мнению, на своем третьем президентском сроке Путин стал восприниматься и в мире как ценностно-ориентированный политик консервативного толка.

"Ранний Путин - это подчеркнутый прагматик. Он и сейчас достаточно прагматичен, но это позиционирование Путина в качестве ценностного консерватора и внутри, и вне страны можно считать свершившемся фактом. На мой взгляд, это такой достаточно положительный штрих к развитию его политического образа. Не случайно Путин стал ассоциироваться с консервативным поворотом в мировой политике ", - полагает Ремизов.

НЕРЕШЕННЫЕ ЗАДАЧИ В ЭКОНОМИКЕ

Говоря о внутренней политике, политологи отмечают, что предвыборная экономическая повестка Путина не полностью реализована.

«Здесь, конечно, можно сослаться на конъюнктуру - действительно, снизились и цены на углеводороды, и были санкции, но все-таки решающую роль сыграла та модель экономической политики, которая реализовывалась правительством и Центробанком. Она оказалась несовместима с достижением высоких темпов экономического роста и не содержала серьезных стимулов для экономики», - сказал Ремизов.

При этом эксперты не забывают об успехах в отдельных отраслях экономики, в частности, в оборонно-промышленном и агропромышленном комплексах.

"За последние годы, отчасти благодаря и нашим контрсанкциям, очень серьезный рост сельскохозяйственного сектора, аграрной экономики - это для России тоже стратегически значимое направление и экономической и социальной политики, поскольку аграрная экономика тесно связана с уровнем и качеством жизни на селе, учитывая, что здесь проживает почти 30% населения", - сказал Бадовский.

По-прежнему актуальными, по его словам, остаются стратегические ориентиры, связанные с изменением структуры экономики и модели экономического роста, в том числе отхода от сырьевой модели. При этом Бадовский подчеркнул, что эти задачи не являются краткосрочными, они требуют дальнейших системных усилий.

"Все признают, что старая модель экономического роста исчерпана, новая не создана даже в проекте, даже в чертежах ее нет. Поэтому экономическое наследство никакого оптимизма не внушает", - отметил Ремизов.

"Из хорошего: удалось избежать обвала, потому что конец 2014, начало 2015 года - это некое ощущение паники в правящих кругах, отвечающих за экономику, и опасения цепной панической реакции со стороны рынков, потребителей, разных участников экономического процесса. Этого удалось избежать. Но стабилизировать ситуацию удалось на очень низком уровне - без каких-либо ясных перспектив экономического роста", - добавил эксперт.

РЕАЛИЗАЦИЯ МАЙСКИХ УКАЗОВ

По мнению Миронова, в нынешних экономических условиях невозможно выполнить и майские указы - широкую программу развития социальных гарантий, подписанную Путиным в день инаугурации в 2012 году. "Отменять майские указы формально никто, конечно, не будет. Но фактически их исполнение сейчас невозможно, потому что оно требует очень большого вложения средств, которые сейчас просто отсутствуют", - полагает он.

Глава Центра экономических и политических реформ обратил также внимание на то, что и управленческая система не была реформирована так, чтобы соответствовать майским указам.

"Были поставлены очень амбициозные цели, включая создание миллионов рабочих мест, выравнивание уровня жизни людей - все это невозможно сделать без эффективно работающей государственной машины. А она у нас не менялась все это время", - сказал он.

Ремизов, в свою очередь, считает, что говорить о выполнении майских указов все же можно, но за исключением их экономической части.

"Если мы говорим об экономике, то они (указы - ред.) не выполнены, и это уже свершившийся факт. Если мы говорим о социальной сфере, то там, скажем так, все делается так, чтобы хотя бы по формальным показателям они были выполнены. В социальной сфере их можно будет считать выполненными. Что касается отдельных указов, посвященных оборонно-промышленному комплексу, то они тоже будут выполнены", - отметил он.

По мнению Бадовского, большая часть поручений и пунктов указов в основном реализована или будет реализована в ближайший год. Экономическая конъюнктура последних лет, включая санкционную политику, внесла свои коррективы, однако "само стратегическое целеполагание системы указов остается неизменным, тем более что оно развивалось и дополнялось целевыми ориентирами и задачами президентских посланий последних лет", считает он.

В конце прошлого года Путин на ежегодной пресс-конференции заявил, что деньги для исполнения социальных обязательств, в том числе и майских указов, у государства есть. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в декабре 2016 года также говорил, что правительство постарается обеспечить выполнение майских указов в сроки, несмотря на сложности в экономике. Выполнение большей части задач, согласно указам, должно быть завершено к 2018 году. Спустя год после подписания майских указов кабмин отчитывался, что выполнил их чуть более чем на две трети.

ЗАДАЧИ НА ПРЕДСТОЯЩИЙ ГОД

Ремизов высказал мнение, что длительный период падения доходов населения приводит к тому, что выросший в 2000-х годах средний класс снова истончается, и это ставит перед государством новую задачу. Социальную политику необходимо рассматривать уже не только в контексте исполнения взятых на себя соцобязательств, но и в контексте перераспределения активов и доходов в стране, а также развития общедоступных социальных инфраструктур, считает он.

По словам Бадовского, уже сейчас речь идет о возрождении системы приоритетных проектов развития, развитии новых отраслей и секторов экономики, модернизации налоговой системы, возможных изменениях в пенсионной системе.

"Сейчас конечно, есть целый ряд "развилок", они сейчас обсуждаются и правительством и экспертным сообществом. Думаю, что именно эти "развилки" и возможные варианты решения ключевых вопросов стратегии социально-экономического развития как раз будут предметом довольно серьезного политического обсуждения уже непосредственно в период выборов", - сказал он.

Миронов полагает, что сейчас готовится скорректированная экономическая программа, и скоро начнется ее осуществление.

Эксперты также сошлись во мнении, что в ближайший год продолжатся кадровые перестановки, в частности, продвижение людей молодых и эффективных.

"Я думаю, что Путину важно показать, что он инициирует кадровые обновления, и элементы какого-то нового стиля в кадровой политике уже прослеживаются на протяжении, может быть, около года или полугода. Первый пункт - это линия на активную ротацию кадров. Это и демонстрация большей требовательности к элите в части качества управления и в части антикоррупционной санации", - сказал Ремизов.

Миронов высказал мнение, что не обойтись в ближайшее время и без комплексной административной реформы. Это, по его словам, серьезно влияет и на экономику, и на социальную сферу.

"Задачи территориального развития, ускоренного развития регионов страны тоже выходят на первый план. И последние кадровые перестановки в губернаторском корпусе и направления этих перестановок, приход новых людей, нового поколения руководителей к руководству регионами - это как раз акцент на задачах внутреннего, социально-экономического, территориального развития", - отметил Бадовский.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Комментарии отключены.