ОБЗОР - Ритейл и продэмбарго-2: удвоение российских сыров и устрицы из Крыма

МОСКВА, 5 авг - РИА Новости/Прайм. Два года исполнится в конце первой недели августа, как Россия запретила ввоз списка продуктов из ряда стран Запада. Таким образом, с полок отечественных магазинов исчезли уже привычные европейские колбасы, норвежская семга и французские сыры, прибалтийские молочные продукты и голландские тепличные овощи, однако эти же полки стремительно начали заполняться отечественными и другими аналогами "пропаж", а торговые сети оперативно нашли других поставщиков фруктов и овощей.

Сейчас, по словам опрошенных РИА Новости сетей ритейла, у них уже нет никаких проблем с наполнением товарами, российские производители начали выпускать достаточно качественных сыров, увеличив вдвое поставки, а в Крыму наладили выращивание устриц, которые вполне могут посоревноваться в качестве с французскими.

Единственное, что, по словам ритейлеров, ограничивает рост в их отрасли, это финансовая состоятельность самих покупателей - россияне стали приобретать продукты подешевле.

Отношения России и Запада осложнились из-за ситуации на Украине. В конце июля 2014 года ЕС и США от точечных санкций против отдельных физлиц и компаний перешли к мерам против целых секторов российской экономики. В ответ РФ ограничила импорт продовольственных товаров из стран, которые ввели в отношении нее санкции. Под запрет попали мясо, колбасы, рыба, морепродукты, овощи, фрукты, молочная продукция.

В июне 2015 года в ответ на продление санкций Россия пролонгировала продуктовое эмбарго на год - до 5 августа 2016 года. В начале июля продэмбарго было продлено до конца 2017 года.

НАЙТИ И ЗАМЕНИТЬ

Продовольственные сети, поставленные перед фактом запрета импорта у привычных заграничных поставщиков, еще два года назад оперативно переориентировались на другие страны. Однако последний год дал им больше возможностей по поиску производителей уже внутри России.

"В большинстве случаев тем продуктам, которые попали под запрет ввоза, удалось найти замену у российских производителей или был организован ввоз из других стран, не попавших в список запрещенных. В первый год эмбарго ощущался недостаток благородных сыров, сейчас картина меняется: качественные сыры различных типов появились на полках наших магазинов (Бри, Камамбер, Рокфор, Горгонзола)", - рассказали РИА Новости в сети Selgros. Там добавили, что отечественные производители увеличили поставки творога и молока из-за снижения конкуренции в связи с эмбарго.

Кроме того, сети обратили пристальное внимание и на соседние страны.

"В направлении "Свежие продукты" замещение сделано практически на 100%, к примеру, у нас осуществляются поставки из Армении, Уругвая, Аргентины, Белоруссии, Туниса, Швейцарии, Сербии, часть молочных товаров была заменена продукцией отечественного производства", - сообщили в сети "Глобус".

"Ашан" заявил, что на данный момент более 80% продовольственных товаров, продающихся в его сети, произведено в России.

"До санкций ассортимент сыров в "Ашан" был один из самых широких на рынке и покрывал потребности в импортных сырах по самым низким ценам благодаря собственному импорту. В ассортименте были представлены сыры практически из всех европейских стран, в первую очередь, из Франции, Финляндии, Латвии, Литвы, Польши, Греции, Голландии и Германии. Сейчас около 80% ассортимента занимают российские сыры, в то время как в 2014 году эта доля составляла порядка 44%", - рассказала РИА Новости директор по внешним коммуникациям "Ашан Ритейл Россия" Мария Курносова.

Представитель "Ашана" также как и коллеги отметила замены в поставках рыбы.

"Французские устрицы сменились новозеландскими, а тюрбо, группер и барабуля в настоящий момент тунисские, также у нас появился дополнительный ассортимент рыбы из Мурманска, сибас и дорадо до введения санкций поставлялись из Греции, сегодня заменены турецкими производителями", - сказала Курносова.

НЕ КОНЕЦ ГЕОГРАФИИ

Продавцы продуктов на второй года действия эмбарго увидели потенциал отечественных производителей и начали расширять список иностранных поставщиков, попутно расширяя и ассортимент.

Как отметили в Selgros, основные изменения географии коснулись поставщиков молочной, мясной и рыбной продукции.

"Лидирующие позиции в области поставок сырого молока и импорта молочной продукции в 2016 году занимает Белоруссия, молочная продукция и сыры поставляются из Швейцарии, Уругвая, Аргентины, Бразилии", - сообщили там.

"К поставщикам мясной продукции добавились такие страны как Португалия и Новая Зеландия, Норвегию с ее охлаждённым лососем и форелью заменили Фарерские острова и Россия, Грецию по ассортименту сибас, дорадо, радужная форель заменила Турция, Францию с устрицами — Тунис и частично Россия, в этом году появились места разведения устриц в Крыму и на черноморском побережье", - добавили в сети.

Там отметили, что список российских поставщиков только растет. "Отечественные производители поставляют полутвердые, мягкие сыры, сливочное масло, сметану, творог, молочные продукты, пиво и воду, растёт количество поставщиков рыбной продукции, преобладает мурманский ассортимент - треска, пикша, зубатка, камбала, сайда, а также дальневосточный - кета, горбуша, нерка", - рассказали в сети.

"Российские аграрии организовали круглогодичные поставки огурцов и помидоров, а кондитерская продукция не уступает по качеству импортным аналогам", - добавили там.

ЦЕНЫ ВЫШЕ

Изменения географии поставок, качества продуктов и общая экономическая ситуация, конечно, привели к росту цен и на продукты в том числе, однако, по общему мнению сетей, больше всего тормозит в настоящий момент развитие рынка продаж желание потребителей сэкономить на покупках.

"Безусловно, продуктовое эмбарго оказывает влияние на цены, российская продовольственная корзина стала дороже, поэтому клиенты переключились на дешевые продукты, некоторые поставщики ответили на подобное поведение потребителей производством дешевых аналогов продуктов", - объяснили ситуацию в Selgros.

"С другой стороны, действие продуктового эмбарго дает возможность развиваться российским производителям. Например, в молочной продукции увеличение поставок узнаваемых фирменных сыров (Valio, President) и дальнейшее расширение частных торговых марок оказывает положительное влияние на экономическое развитие по сравнению с 2015 годом", - уточнили там.

"Сегодня, в первую очередь, оказывает влияние вынужденная экономия рядового покупателя: сокращение корзины, отказ от продуктов "для удовольствия", снижение объема потребления", - добавили в "Глобусе".

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Комментарии отключены.