"ВЭБ" пересаживают с Airbus на Superjet, чтобы спасти производителя российского самолета

Москва, 11 июля. /МФД-ИнфоЦентр, MFD.RU/

Главный проект российского авиапрома — Sukhoi Superjet — оказался на грани дефолта. Как сообщает "КоммерсантЪ", производитель самолетов ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" ("ГСС") накопило 2 млрд долларов долгов и нарушило ковенанты по кредитам. Долг перед "ВЭБом" (более 600 млн долл.) может быть погашен акциям "ГСС" или ОАО "Сухой", а перед другими кредиторами — облигациями на 1 млрд долл. под госгарантии. Обсуждается вариант поддержки "ГСС" за счет продажи "ВЭБом" части акций EADS (производитель Airbus), но госкорпорация от этой идеи не в восторге.

"Объединенная авиастроительная корпорация" ("ОАК") и "ВЭБ" обсуждают способы финансового оздоровления обремененного долгами ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" (производитель самолетов Sukhoi Superjet), рассказали изданию два источника, знакомые с ходом переговоров. В консультациях участвуют профильные министерства. "Проблему надо решать до конца года, иначе "ГСС" придется объявлять дефолт по кредитам",— пояснил один из источников газеты.

"ГСС" уже сейчас находится в состоянии, близком к дефолтному,— кредиторская задолженность компании на начало года достигла 2.1 млрд долларов (из них 300 млн долл. — перед связанными сторонами). Детально структура долга не раскрывается, но в отчетности "ГСС" говорится, что в 2012 году компания нарушила условия обслуживания кредитов, взятых в ЕБРР, и ковенанты по обязательствам перед банками WestLB и "ВТБ".

"ГСС" удалось договориться о том, что до конца 2013 года банки не будут требовать досрочного погашения займов, но до этого времени компании необходимо решить свои финансовые проблемы.

Как сообщалось, в 2012 году ЗАО "ГСС" продало 12 самолетов Sukhoi Superjet (SSJ), в 2013 году планируется продать 27. Выручка компании по МСФО в 2012 году — 198 млн долл., убыток — более 111 млн долл. 71.99% и 3% акций ЗАО "ГСС" принадлежат входящим в "ОАК" ОАО "Сухой" и ОКБ "Сухой", 25% плюс 1 акция — World Wings S.A. (структура итальянской Finmeccanica).

Источники издания рассказали, что обсуждается вариант, конвертации 600 млн долл. долга "ГСС" перед "ВЭБом" в акции ЗАО или его акционера — ОАО "Сухой". Вероятнее вторая схема, уверят один из собеседников. Она привлекательнее для "ВЭБа", поскольку ОАО "Сухой" в отличие от "ГСС" прибыльно. Оно владеет акциями и других предприятий, в том числе производителей военных самолетов, а также 49% SuperJet International (51% — у Finmeccanica), которая занимается продвижением и поставками SSJ за рубеж. У "ОАК" 87% акций ОАО "Сухой", остальное — у Росимущества.

Для расплаты с остальными кредиторами "ГСС" планирует выпустить облигации на 0.6-1 млрд долл. под госгарантии. Но при этом компания просит дополнительной поддержки государства на программу SSJ. Так, предлагается перераспределить средства, заложенные в ФЦП на запуск производства грузового Ан-70, в пользу проекта SSJ NG. Речь идет примерно о 10.7 млрд руб. Есть вариант дополнительной субсидии для "ГСС" со стороны "ВЭБа" на сумму порядка 15 млрд руб. Эти средства, по словам собеседника, можно выручить от продажи "ВЭБом" 5% акций EADS (головная структура Airbus S.A.S.), которые "ВЭБ" купил в 2007 году у "ВТБ". По вчерашним котировкам весь пакет стоил около 68.6 млрд руб., то есть речь может идти о продаже лишь части пакета.

В "ОАК" и "ВЭБе" от комментариев отказались. Источник, близкий к "ОАК", сказал, что переговоры о реструктуризации долгов "ГСС" продолжаются, идет диалог и с World Wings S.A., решение будет приниматься с учетом ее позиции. Источник, близкий к "ВЭБу", отметил, что схема пока вызывает сомнения, в госкорпорации не очень заинтересованы в ее реализации в такой форме, в том числе в части продажи акций EADS. В World Wings S.A. не ответили на запрос издания. В EADS не комментируют действия акционеров.

Олег Пантелеев из "Авиапорта" считает, что производитель самолетов не должен развиваться только за счет государства. "Но SSJ — пилотный проект российского авиапрома, поэтому "ГСС" принципиально важно выполнить обязательства перед кредиторами, в том числе для поддержания доверия со стороны международных контрагентов",— добавляет эксперт. По его мнению, в такой ситуации вмешательство государства в лице "ВЭБа" "выглядит обоснованным".