Владельцы и менеджмент системно значимых банков не получат никаких привилегий - ЦБ РФ

МОСКВА, 4 июл - РИА Новости. Владельцы и менеджмент банков, которые попадут в список системно значимых кредитных организаций, не получат никаких привилегий, заявил в среду замдиректора департамента финансовой стабильности ЦБ РФ Сергей Моисеев, выступая на "Форуме лидеров банковского рынка".

Базельский комитет на прошлой неделе опубликовал консультативный документ, в котором определил принципы системной значимости для банков на национальном рынке. Замечания принимаются до 1 августа, после чего будет выпущен итоговый документ. Требования начнут действовать с конца 2015 года. У России, по словам Моисеева, есть три года, чтобы сформировать соответствующий проект федерального закона.

ТЯЖКОЕ БРЕМЯ

"Говоря о системной значимости, я хотел бы, чтобы наша аудитория никакую иллюзию не испытывала. Системная значимость это никакая не привилегия, многие банки, к сожалению, часто говорят про то, что это принесет им, как из рога изобилия, массу льгот... Ничего подобного. Системная значимость – это бремя, которое призвано выровнять конкурентные условия и обременить эти банки расходами на возможную будущую собственную поддержку, не из кармана государства, а за свой счет", - заявил Моисеев.

Он подчеркнул, что попадание банка в список системно значимых не создает рисков для безответственного поведения собственников и топ-менеджмента.

"Безусловно, сами банки, возможно, будут "бессмертными", но это "бессмертность" с точки зрения их бизнеса, то есть обслуживание клиентов будет происходить в бесперебойном режиме... В то время как владельцы этих банков будут неизбежно оттеснены, их вложения в банк будут обесценены, состав менеджмента абсолютно поменяется", - заявил представитель ЦБ.

Среди критериев системной значимости, обозначенных в документе Базельского комитета, оценка последствий финансовой несостоятельности или банкротства кредитной организации.

"Скажу на известном примере. Межпромбанк, который вроде крупный банк, но если брать его фиктивные обязательства и требования, оказалось, что банк на самом деле маленький и системно незначимый. Такие банки, безусловно, не будут санироваться, а закрываться", - отметил он.

Кроме того, статус системной значимости должен отражать особенность национальной экономики. Для России, по словам Моисеева, это мало применимо. Он привел в пример Швейцарию, где два крупнейших банка - Credit Swiss и UBS - в основном обслуживают нерезидентов, а их активы многократно выше ВВП страны.

Говоря о системной значимости, необходимо иметь в виду значимость не отдельного взятого банка, а его консолидированной группы. "В этой части у нас есть проблемы. Как вы знаете, у нас, к сожалению, не налажен пруденциальный надзор в области финансовых организаций, инвесткомпаний. Они не обладают пруденциальными нормами, то есть их риски напрямую не измеряются, у них нет отраслевой отчетности и так далее. Поэтому, по этой причине, если мы говорим о России, можно только частично реализовать оценку системной значимости по отношению к нашим банкам, потому что есть амортизированная отчетность, есть нормативы, есть понятный риск-менеджмент, есть стандарты", - сказал Моисеев.

ДРУГИЕ КРИТЕРИИ

В числе других критериев - размер финансовой организации, который может измеряться через активы, капитал или другую долю на ключевых рынках. "В этом плане, как ни крути, все крупнейшие банки автоматически оказываются системно значимыми", - отметил замдиректора департамента финансовой стабильности ЦБ.

"Второй важный момент – взаимосвязанность сторон. Во внимание должно приниматься, что банк может быть, извините, как клоп - мал, да вонюч. Он сам по себе вроде небольшой, а связи на денежном рынке, объем межбанковских позиций, объем позиций на валютных свопах или на рынке междилерского РЕПО, делают его опасным", - добавил он.

Кроме того, банк должен отражать свой уникальный статус. "Возьмем Банк Москвы. Почему он не был закрыт? Потому, что на нем висела вся социальная инфраструктура Москвы. И любой другой банк муниципального характера, если на нем висит социальное обслуживание... невозможно закрыть. Расходы на сохранение этих структур меньше, чем на передачу бизнеса в другой институт", - пояснил Моисеев.

То же самое, по его словам, касается уникальности финансовых структур, то есть тех институтов, которые сами сделки не проводят, но позволяют совершать сделки другим. В случае с РФ это группа ММВБ-РТС, НКЦ, НРД.

Базельский комитет рекомендовал пересматривать список системно значимых банков не реже, чем один раз в год.

"Очевидно, что в рамках этого списка будет какая-то постоянная часть игроков, и будет какая-то ротационная часть", - отметил Моисеев.

Статус системно значимого банка обязывает к созданию большого запаса капитала. Это рекомендация может коснуться российских "дочек" европейских банковских институтов.

"Если за рубежом будут введены для них надбавки, а это очевидно, то мы должны будем координировать, гармонизировать надзорный режим с этими странами и такие же надбавки должны получиться в России. Хотя для российских банков-резидентов они могут отличаться. То есть координация операций с другими регуляторами будет неизбежна", - сообщил Моисеев.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Комментарии отключены.