ИК "Абилити Капитал": А что, если Трамп введет НДС в США?

Мировые рынки беспокоит потенциальный импичмент Дональда Трампа, и как следствие, откат его инициатив, по поводу сокращения ставки налога на прибыль с 35% до 15%. Однако, потенциальный импичмент, дело долгое, тем более, если Трамп будет бороться за свою позицию. Поэтому, думаю политические баталии по поводу персоны Дональда Трампа, будут то затухать, то возобновляться, и рынки вполне могут, даже привыкнуть к этому. Другой вопрос, сами экономические инициативы Дональда Трампа, и их потенциальное влияние на экономику и бюджет США, вот по ним у меня возникает вопросы.

В текущем финансовом году, который будет продолжаться до конца сентября сего года, новые инициативы Трампа не так важны, поскольку в деле уже принятый еще Обамой бюджет на текущий финансовый год. Другое дело следующий финансовый год, который наступит 1 октября 2017 года, и который уже будет включать инициативы Трампа по налоговой реформе.

Трамп хочет снизить налог на прибыль с 35% до 15%, выпадающие доходы как заявляют в его администрации, бюджет получит за счет увеличения базы налогообложения, поскольку более низкий налог, должен простимулировать компании для вывода бизнеса и прибыли в США из других стран и в том числе офшоров. И тут возникает вопрос, если построить модель, где база налогообложения равна 100 долларам, то при налоге 35%, общий сбор налогов будет равен 35 долларам. Если снизить налог до 15%, то будет 15 долларов, если при этом база налогообложения вырастит до 200 долларов, то есть в 2 раза, то общий сбор будет только 30 долларов, что меньше старых 35. Получается, что даже увеличение базы в два раза, приведет к сокращению налоговых доходов. Причем надо понимать, что рост базы в два раза, это запредельное значение. США конечно, может повысить базу налогообложения, скажем на 10-20%, за счет того, что Американские компании, действительно значительно сократят свою деятельность в других странах и привезут прибыль в Америку, но и это займет годы. И даже в этом случае, общий налог будет 18 долларов вместо 35.

В структуре доходов федерального бюджета США, доля налога на прибыль равна примерно 12%, чуть более 400 млрд. долларов. В случае если в будущем, бюджете США будут заложены новые, уже озвученные Трампом ставки, то стоит ожидать падение поступлений по налогу на прибыль, примерно раза в два, до примерно, 200 млрд. долларов. При этом, бюджет недосчитается так же, примерно 200 млрд. долларов.

Сумма очень значительная, это увеличение дефицита бюджета на более чем 1% от ВВП. Но при этом, Трамп ведь хочет сокращать государственный долг США, которые сейчас составляет 19,8 трлн. долларов. И вопрос, как может быть, что 2+2=5. Как Трамп, увеличивая потенциальный дефицит бюджета, хочет остановить рост долга США. В прошлом 2016 финансовом году, дефицит бюджета США составил 587 млрд. долларов. Если к ним добавить еще и потери от выпавших доходов по налогу на прибыль, то бюджет на 2018 год, получит потенциальный дефицит в размере 800 млрд. долларов, а это значит, что долг правительства США, продолжит расти быстрыми темпами.

Поэтому в реформе Трампа, и его желании сократить государственный долг, есть видимо и недосказанные вещи. Понижение налога на прибыль, это был «пряник» и его озвучили. Но видимо будет и «кнут», в виде повышения ставок налогообложения. Трамп неоднократно заявлял, о вероятном поднятии таможенных пошлин. И для полноты картины, чтобы закрыть 800 млрд. долларов в бюджетной дыре США, чтобы долг перестал расти, нужно эти 800 млрд. где то найти. Повышение пошлин на импорт, если речь не будет идти о драконовских пошлинах, так же не может дать все эти 800 млрд. долларов. Импорт в США, равен сегодня 2,7 трлн. долларов, и даже если поднять пошлину на импорт по всем группам товаров на 10%, то бюджет получить только 270 млрд. долларов. Поднятие пошлин на 30%, которые нужны для бездефицитного бюджета, просто нереально представить. И по-видимому, пошлины, это не единственный дополнительный источник доходов по Трампу. Ходят слухи о том, что в США всерьез обсуждают введение нового для США налога, который есть у нас в виде НДС (Налога на добавленную стоимость). Это слухи, но мы живем во время, когда слухи часто становятся реальностью.

Если Трамп введет НДС, даже по щадящей ставке, например 10%, где налогооблагаемая база будет не весь ВВП, а скажем чуть больше половины, в размере 10 трлн. долларов. То тогда, федеральный бюджет, очень легко может собрать дополнительно 1 трлн. долларов, в виде дополнительного дохода. А такой объем поступлений, уже позволит иметь профицит бюджета, который в свою очередь, позволит начать действительно сокращать величину государственного долга США. И балансы у Казначейства США встанут в норму.

Для населения США это будет означать, по сути, разовую инфляцию всех потенциально налогооблагаемых товаров на 10%. Американцы это вполне могут пережить. Но НДС, будучи легким способом по извлечению доходов для бюджета, таит в себе и негативные моменты. Во-первых, это дополнительное администрирование, во-вторых, это то, что НДС делает инвестиции более дорогими. Если раньше кирпич стоил 1 доллар, то с НДС 10%, он будет стоить 1,1 доллар, так же как и промышленное оборудование, фабрики и все остальное. И если пошлины на импорт, будут так же выше, скажем на 10%, то немецкий или японский промышленный робот, будет стоить на 21% дороже, в сравнении с нынешней ситуацией. Но это негатив, в долгосрочной перспективе, делающий инвестиции в США на 10% или даже 20% менее привлекательными, по сравнению с Китаем, где нет НДС, и кирпич как был 1 доллар, так и останется 1 доллар.

И в этой истории, очень спорно, что лучше для инвестиций и роста экономики, налог на прибыль равный 35% без НДС, или налог на прибыль 15% с НДС 10%. Косвенные налоги с фискальной функцией, очень легкий способ заработать деньги, но является ли это позитивом, вопрос очень спорный.

Ввиду этого, независимо от истории с импичментом, Дональд Трамп может не порадовать рынки США, своими последующими инициативами в виде «кнута», после «пряника». И у фондового рынка США еще будет повод упасть.

Мировые рынки беспокоит потенциальный импичмент Дональда Трампа, и как следствие, откат его инициатив, по поводу сокращения ставки налога на прибыль с 35%, до 15%. Однако, потенциальный импичмент, дело долгое, тем более, если Трамп будет бороться за свою позицию. Поэтому, думаю политические баталии по поводу персоны Дональда Трампа, будут то затухать, то возобновляться, и рынки вполне могут, даже привыкнуть к этому. Другой вопрос, сами экономические инициативы Дональда Трампа, и их потенциальное влияние на экономику и бюджет США, вот по ним у меня возникает вопросы.

В текущем финансовом году, который будет продолжаться до конца сентября сего года, новые инициативы Трампа не так важны, поскольку в деле уже принятый еще Обамой бюджет, на текущий финансовый год. Другое дело следующий финансовый год, который наступит 1 октября 2017 года, и который уже будет включать инициативы Трампа по налоговой реформе. И вот следующему бюджету США, у меня логика не совсем понимает, то каким будет бюджет США.

Трамп хочет снизить налог на прибыль с 35% до 15%, выпадающие доходы как заявляют в его администрации, бюджет получит за счет увеличения базы налогообложения, поскольку более низкий налог, должен простимулировать компании для вывода бизнеса и прибыли в США из других стран и в том числе офшоров. И тут возникает вопрос, если построить модель, где база налогообложения равна 100 долларам, то при налоге 35%, общий сбор налогов будет равен 35 долларам. Если снизить налог до 15%, то будет 15 долларов, если при этом база налогообложения вырастит до 200 долларов, то есть в 2 раза, то общий сбор будет только 30 долларов, что меньше старых 35. Получается, что даже увеличение базы в два раза, приведет к сокращению налоговых доходов. Причем надо понимать, что рост базы в два раза, это запредельное значение. США конечно, может повысить базу налогообложения, скажем на 10-20%, за счет того, что Американские компании, действительно значительно сократят свою деятельность в других странах и привезут прибыль в Америку, но и это займет годы. И даже в этом случае, общий налог будет 18 долларов вместо 35.

В структуре доходов федерального бюджета США, доля налога на прибыль равна примерно 12%, чуть более 400 млрд. долларов. В случае если в будущем, бюджете США будут заложены новые, уже озвученные Трампом ставки, то стоит ожидать падение поступлений по налогу на прибыль, примерно раза в два, до примерно, 200 млрд. долларов. При этом, бюджет недосчитается так же, примерно 200 млрд. долларов.

Сумма очень значительная, это увеличение дефицита бюджета на более чем 1% от ВВП. Но при этом, Трамп ведь хочет сокращать государственный долг США, которые сейчас составляет 19,8 трлн. долларов. И вопрос, как может быть, что 2+2=5. Как Трамп, увеличивая потенциальный дефицит бюджета, хочет остановить рост долга США. В прошлом 2016 финансовом году, дефицит бюджета США составил 587 млрд. долларов. Если к ним добавить еще и потери от выпавших доходов по налогу на прибыль, то бюджет на 2018 год, получит потенциальный дефицит в размере 800 млрд. долларов, а это значит, что долг правительства США, продолжит расти быстрыми темпами.

Поэтому в реформе Трампа, и его желании сократить государственный долг, есть видимо и недосказанные вещи. Понижение налога на прибыль, это был «пряник» и его озвучили. Но видимо будет и «кнут», в виде повышения ставок налогообложения. Трамп неоднократно заявлял, о вероятном поднятии таможенных пошлин. И для полноты картины, чтобы закрыть 800 млрд. долларов в бюджетной дыре США, чтобы долг перестал расти, нужно эти 800 млрд. где то найти. Повышение пошлин на импорт, если речь не будет идти о драконовских пошлинах, так же не может дать все эти 800 млрд. долларов. Импорт в США, равен сегодня 2,7 трлн. долларов, и даже если поднять пошлину на импорт по всем группам товаров на 10%, то бюджет получить только 270 млрд. долларов. Поднятие пошлин на 30%, которые нужны для бездефицитного бюджета, просто нереально представить. И по-видимому, пошлины, это не единственный дополнительный источник доходов по Трампу. Ходят слухи о том, что в США всерьез обсуждают введение нового для США налога, который есть у нас в виде НДС (Налога на добавленную стоимость). Это слухи, но мы живем во время, когда слухи часто становятся реальностью.

Если Трамп введет НДС, даже по щадящей ставке, например 10%, где налогооблагаемая база будет не весь ВВП, а скажем чуть больше половины, в размере 10 трлн. долларов. То тогда, федеральный бюджет, очень легко может собрать дополнительно 1 трлн. долларов, в виде дополнительного дохода. А такой объем поступлений, уже позволит иметь профицит бюджета, который в свою очередь, позволит начать действительно сокращать величину государственного долга США. И балансы у Казначейства США встанут в норму.

Для населения США, это будет означать, по сути, разовую инфляцию всех потенциально налогооблагаемых товаров на 10%. Американцы, это вполне могут пережить. Но НДС, будучи легким способом по извлечению доходов для бюджета, таит в себе и негативные моменты. Во-первых, это дополнительное администрирование, во-вторых, это то, что НДС делает инвестиции более дорогими. Если раньше кирпич стоил 1 доллар, то с НДС 10%, он будет стоить 1,1 доллар, так же как и промышленное оборудование, фабрики и все остальное. И если пошлины на импорт, будут так же выше, скажем на 10%, то немецкий или японский промышленный робот, будет стоить на 21% дороже, в сравнении с нынешней ситуацией. Но это негатив, в долгосрочной перспективе, делающий инвестиции в США на 10% или даже 20% менее привлекательными, по сравнению с Китаем, где нет НДС, и кирпич как был 1 доллар, так и останется 1 доллар.

И в этой истории очень спорно, что лучше для инвестиций и роста экономики, налог на прибыль равный 35% без НДС, или налог на прибыль 15% с НДС 10%. Косвенные налоги с фискальной функцией - очень легкий способ заработать деньги, но является ли это позитивом, вопрос очень спорный.

Ввиду этого, независимо от истории с импичментом, Дональд Трамп может не порадовать рынки США, своими последующими инициативами в виде «кнута», после «пряника». И у фондового рынка США еще будет повод упасть.

Другая аналитика