ГК «Феррони» — лидер на рынке производства металлических дверей и крупный экспортер товаров данной категории, однако и её затронули санкции, начавшиеся после СВО. Удалось ли компании ответить на все вызовы нового времени и сохранить первенство на рынке?
Доля «Феррони» на рынке России в 2021 году
В 2021 году лидерство ООО «Феррони» на рынке производства готовых металлических изделий в России было неоспоримым. По показателям выручки компания занимала более 20% от всего объема рынка. Результаты основных конкурентов были в разы ниже: ОАО «ПФ КМТ» взяло на себя 11%, ООО «ТОРЭКС» 5%, доля выручки остальных компаний, специализирующихся на производстве металлических дверей, в общем объеме реализации и вовсе составляла менее 5%.
По показателям реализации готовых изделий объемы рынка составляли чуть более 6 500 тыс. штук в 2021 году. ГК «Феррони» за 2021 год реализовала по своим каналам сбыта 1 828 тыс. металлических дверей, что составило практически треть российского рынка.
Доля «Феррони» на рынке России в 2022 году
2022 год, безусловно, поставил перед ГК «Феррони» новые вызовы, однако компания, по предварительным оценкам, сохраняет свои позиции на отечественном рынке. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, за 6 месяцев 2022 года в России было произведено 121 930*тыс. тонн дверей и окон из металла. ГК «Феррони» произвела за 6 месяцев 2022 года 597,5 тыс. штук металлических дверей, что в переводе в тонны по установленным государственным стандартам составляет почти 39 000 тыс. тонн.**
Таким образом, практически треть рынка металлических дверей и окон оказалась занята «Феррони». На ежемесячной основе ГК «Феррони», несмотря на экономическую турбулентность в стране, сохраняла свое доминирующее положение, приблизившись в марте к 37% долевого участия в отрасли.
Отметим и то, что данные, которые возможно проанализировать на данный момент, не захватывают пиковый сезон, который для ГК «Феррони» традиционно длится с октября по ноябрь и обеспечивает эмитента примерно 40% выручки, подробнее. Ежегодный рост спроса на двери «Феррони» обусловлен активностью строительной отрасли в этот период. Поэтому с большой долей вероятности можно предположить, что за 4 квартал ГК «Феррони» улучшит не только свои финансовые показатели, но и позиции на отечественном рынке. Эмитент заранее начал готовиться к моменту повышенного спроса, например, начал поиск сотрудников для расширения штата.
«Начиная с 3 квартала, мы приступили к подготовке к пиковому сезону. Главной целью компании стало удовлетворение повышенного спроса через увеличение производственных мощностей завода в Тольятти на 1 000 дверей в сутки. Для этого мы открыли 400 вакансий», — прокомментировал и.о. финансового директора ООО «Феррони» Олег Князьков.
Однако, частичная мобилизация и череда референдумов способны приостановить темпы строительства недвижимости в 4 квартале 2022 года. По словам эмитента пока не понятен предполагаемый объём стагнации в 4 квартале текущего года по причине изменения ипотечных программ для мобилизованных военнослужащих и лиц категории А, потенциально подлежащих призыву. И, действительно, уже сейчас на законодательном уровне активно обсуждаются вопросы, связанные с ипотекой и кредитными каникулами.
Существует и риск того, что на какой-то период времени темпы строительства могут замедлиться, а некоторое число строек и вовсе встать. Тем не менее, обнадеживает факт того, что, по прогнозам экспертов, отечественный рынок недвижимости при стабилизации экономической ситуации в 2023 году будет постепенно оправляться после февральских и сентябрьских событий, наращивая мощности, подробнее. К тому же государственные программы по поддержке населения в отношении приобретаемого жилья никто не отменял — обсуждаются вопросы льготных ипотек для мобилизованных граждан и их семей, что, конечно, поднимет спрос на жилье.
В рамках этой тенденции ГК «Феррони» также сможет нарастить продажи. Зависимость данных фактов достаточно очевидна: чем большими темпами будет расти спрос на недвижимость, тем больше потребители будут нуждаться в отделочных, строительных материалах, включая двери, окна и иную фурнитуру.
«Феррони» и мировой экспорт
Помимо сохранения объемов на отечественном рынке, в 2022 году перед «Феррони» встала задача по наверстыванию утраченных объемов экспорта. По итогам 6 месяцев 2022 года было экспортировано продукции на общую сумму 1 141 914 тыс. руб., что составляет 18% от объема консолидированной выручки ГК «Феррони» по итогам первого полугодия 2022 года (на конец 2021 года доля экспорта была на 2 пп. больше).
Данная тенденция связана с тем, что после февраля торговля с рядом стран оказалась невозможной, был потерян рынок сбыта Украины. В новых реалиях основной курс экспорта к июлю 2022 года был смещен в сторону таких государств, как Казахстан (доля экспорта в июле 2022 года составила 54%), Белоруссия (15%), Киргизия (9%).
За счет увеличения отправок продукции в страны СНГ, планируется постепенно вернуться к показателям прошлого года. Для достижения этих целей сейчас активными темпами осваиваются новые рынки: заключены первые договоры с дилерами из Монголии, планируется налаживание сбыта в Индонезии. По итогам 6 месяцев 2022 года продукция «Феррони» реализуется в 28 странах, что позволяет эмитенту уверенно занимать 20% в доле мирового экспорта.
«Показатели экспорта мы постепенно восстанавливаем. В августе его реализация составила 291 млн руб., этот результат на 21,5% ниже АППГ. В июле и июне разрыв был значительно больше, он достигал 22,7% и 48,7% соответственно», — рассказал и.о. финансового директора ООО «Феррони» Олег Князьков.
Напомним, что ГК «Феррони» не только развивает каналы сбыта, но и запускает инвестиционные программы, которые позволяют твердо защищать свое первенство: 1-е место по производству металлических дверей в России, 1-е место в СНГ, 5-е место на Европейском рынке. Так, совместно с Фондом «Сколково» была запущена акселерационная программа поиска и поддержки внедрения технологий производства и эксплуатации умных дверей и замков FerroniTech, итоги которой были подведены 29 сентября 2022 г. Такое сотрудничество уже получило огласку в СМИ за рубежом. Поэтому у компании огромный потенциал твердо закрепиться не только на отечественном поприще, но и на мировом рынке, осваивая все дальше новые каналы и развивая свое производство за счет новаторских идей и решений.
Олег Князьков, и.о. финансового директора ООО «Феррони», Генеральный директор «Феррони Инжиниринг»:
«Сейчас остро стоит вопрос независимости от импорта — вопрос, продиктованный потребностями бизнеса в текущей ситуации. Цель программы FerroniTech — поиск решений на этот вопрос. В предложении команд-участниц есть прорывные идеи, которые способны заместить отток международных компаний из России на собственное производство. Мы способны быть конкурентоспособными и идти впереди других, сделать такие совместные продукты, которые не имеют аналогов в других странах, масштабировать и за счет нашего экспортного потенциала выходить на внешние рынки».
* Показатель производства по всему объему продукции под кодом 25.12.10.000 «Двери, окна и их рамы и пороги для дверей из металлов».
** По установленным государственным стандартам вес одной металлической двери должен находиться в диапазоне 55-70 кг.