Министерство финансов представило на рассмотрение Правительства Российской Федерации "Основные подходы к формированию проектировок основных характеристик федерального бюджета на 2002 год и на период до 2004 года". Об этом сообщает Департамент правительственной информации.
В материалах Минфина России отмечается, проектировки основных параметров проекта федерального бюджета на 2002-2004 годы сформированы исходя из принципа их максимальной защищенности от воздействия внешнеэкономических факторов, а именно - изменения мировых цен на российские экспортные товары. Проектировки доходной части федерального бюджета ориентированы на ожидаемое развитие макроэкономической ситуации и исходят из предполагаемого сохранения благоприятной динамики цен на нефть в среднесрочной перспективе в пределах среднегодового уровня в размере 22 долл за баррель по контрактной цене. Параметры расходов федерального бюджета исходят из обеспечения уровня непроцентных расходов не ниже 11.9-12% к ВВП, позволяющего минимизировать риски воспроизведения новой кредиторской задолженности и базируются на устойчивой оценке поступлений доходов, исходя из прогноза мировых цен на нефть в пределах 17 долл за баррель. При этом по-прежнему ключевыми задачами в области реформирования расходов продолжают оставаться завершение работы по разграничению расходных полномочий между бюджетами различного уровня, отмена (или приостановление) законодательных и иных нормативных актов, необеспеченных источниками финансирования, всеобъемлющая ревизия непроцентных расходов федерального бюджета, позволяющая оптимизировать уровень и качество непроцентных расходов с целью концентрации их на приоритетных направлениях функционирования отраслей бюджетной сферы.
Профицит, образующийся в ходе исполнения федерального бюджета на 2002 год и последующие годы представляемого среднесрочного финансового плана, планируется направить на погашение государственного долга, а в случае превышения прогнозируемого профицита над установленным в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год - использовать дополнительно получаемые средства в первую очередь на сокращение объемов привлечения внутренних источников финансирования дефицита с целью минимизации процентных расходов и расходов по погашению внутреннего долга в последующих периодах, а также на формирование стабилизационного фонда, позволяющего обеспечивать сглаживание пиков платежей по государственному внешнему долгу. Механизм формирования и использования стабилизационного фонда будет определен Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год". В соответствии с Посланием Президента РФ Федеральному Собранию РФ на 2002 год и бюджетным посланием "О бюджетной политике на 2002 год" в проекте доходов бюджетной системы и федерального бюджета на 2002 год предусматривается необходимость дальнейшего развития налоговой реформы с тем, чтобы обеспечить ее завершение в среднесрочной перспективе. В целях реализации поставленных задач при формировании доходной части проекта федерального бюджета на 2002 год в качестве первоочередных мер по совершенствованию налогового законодательства предусматриваются ряд изменений. 1. По налогу на прибыль организаций учтены существенные изменения, вносимые в порядок формирования налогооблагаемой базы, что позволяет продолжить курс налоговой реформы на снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей, стимулирование предпринимательской деятельности и инвестиционной активности в стране. Реформирование налогообложения прибыли предусматривает снятие ограничений на возможность отнесения налогоплательщиками на затраты таких расходов, связанных с извлечением прибыли, как расходы на рекламу, медицинское и имущественное страхование, принятие к вычету всех необходимых документально подтвержденных производственных расходов, установление единой ставки налога для разных сфер деятельности, либерализация амортизационной политики. Одновременно сохраняется действие льготы в части уменьшения налоговой базы организаций сферы материального производства на суммы, направляемые на финансирование капитальных вложений производственного назначения и погашение кредитов банков, использованных на эти цели, а также снимаются ограничения по включению в расходы затрат на ремонт и техническое обслуживание основных фондов. Кроме того, предусматривается возмещение расходов на проводимые предприятиями геологоразведочные работы за счет ускоренного списания таких затрат, что будет служить источником для финансирования таких расходов взамен той части отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, которая в настоящее время остается у предприятий. Реализация мер, предусмотренных в проекте главы Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на прибыль организаций", обеспечит снижение налогового бремени на налогоплательщиков в общей сумме порядка 100 млрд. рублей, что составляет 1 процент к ВВП.
2. В целях совершенствования налогообложения пользования природными ресурсами, расширения практики применения рентных принципов налогообложения в этой сфере деятельности с 1 января 2002 года предполагается введение налога на добычу полезных ископаемых с одновременной отменой действующих в настоящее время налога на недра, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциза на нефть. Совершенствование налогового законодательства в области недропользования позволит решить проблему правильной оценки факторов ценообразования для целей налогового контроля, в том числе трансфертных цен в нефтяном секторе экономики, поскольку на период 2002-2004 годы предлагается установить специфическую ставку на 1 тонну добываемой нефти, корректируемую в случае изменения мировых цен на эту продукцию. Предлагаемые условия исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых основаны на действующем порядке исчисления платы за пользование недрами, а проектируемые ставки этого налога, кроме действующих ставок платы за пользования недрами, включают 50% ставок отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы. В связи с этим, изменение порядка налогообложения недропользования обеспечит снижение налогового бремени без потерь доходов бюджетной системы, что положительно скажется на создании благоприятного инвестиционного климата.
3. В связи с ростом среднего уровня цен на потребительские товары и с учетом прогнозируемого уровня инфляции в 2001-2002 годах предлагается проиндексировать специфические ставки акцизов на 12% по всем товарам, за исключением спирта, водки и ликероводочной продукции, индексация ставок акцизов по которым предусматривается в размере 5%. Кроме того, учитывая соотношение экспортных цен на газ и расходов по доработке сухого отбензиненного газа и нефтяного (попутного) газа, предлагается отмена льготы при взимании акциза при реализации такого газа за пределы Российской Федерации.
4. Предусматривается с учетом прогнозируемого роста цен индексация ставок по земельному налогу (на 12%), по платежам за пользование водными объектами (в среднем в 2.1 раза) и лесными объектами (на 12%).
5. Предлагается сохранение на период до 2004 года налога с продаж, в связи с чем во вторую часть Налогового кодекса вносятся дополнения, определяющие статус этого налога как регионального, а также устанавливающий объект налогообложения и максимальную ставку этого налога. Учитывая сложившуюся практику взимания налога с продаж в настоящее время, предлагается некоторое расширение перечня товаров и услуг, освобождаемых от налогообложения за счет включения в него мяса, рыбы, овощей, платных медицинских услуг для населения, лотерейных билетов, товаров, выдаваемых в счет натуральной оплаты труда. Сохранение налога с продаж, введенного в настоящее время по решениям законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ и действующего на территории всей страны, на период до 2004 года позволит обеспечить завершение налоговой реформы без дополнительных потерь доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.
6. До конца 2001 года планируется также принятие соответствующих глав Налогового кодекса РФ, регулирующих порядок уплаты государственной пошлины, налога на игорный бизнес, налога на лотереи, единого налога на сельскохозяйственных товаропроизводителей, специального режима налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Перечисленные выше изменения в налоговом законодательстве, введение в действие которых предполагается начиная с 2002 года, предусмотрены в расчетах прогноза доходов бюджетной системы Российской Федерации на 2002 год.
Осуществление второго этапа налоговой реформы обеспечит дополнительное снижение налогового бремени (при 100-процентном уровне сбора налога во все уровни бюджетной системы без учета предлагаемых к отмене льгот) на 1.8% к ВВП, что составляет около 6.8% общего объема налоговых доходов. Вместе с тем, в целях реализации задачи по усилению справедливости налоговой системы за счет выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков, а также обеспечения частичной компенсации потерь бюджетной системы в ходе проведения налоговой реформы, предусматривается отмена отдельных необоснованных льгот по налогу на прибыль (сужение сферы деятельности по инвестиционной льготе, отмена льготы для вновь созданных производств и для малых предприятий), по акцизам на сухой отбензиненный газ, реализуемый за пределы РФ. Реализация предложений по отмене указанных налоговых льгот позволит сократить потери доходов бюджетной системы, связанные со снижением налогового бремени для налогоплательщиков, на 0.8 процентных пункта к ВВП (при 100-процентном уровне собираемости).
Принятие новых налоговых законов, являющихся основой для продолжения налоговой реформы, необходимо считать одной из первоочередных задач бюджетной политики в прогнозируемом периоде. Основные задачи по продолжению налоговой реформы: реформирование налога на прибыль и налогообложения пользования недрами, полная ликвидация налогов с оборота, снижения числа налогов за счет отмены малоэффективных налогов и сборов, отмена экономически необоснованных налоговых льгот, снижение таможенных пошлин легли в основу формирования доходной базы бюджетной системы на 2002 год и дальнейшую перспективу.
Комментарии отключены.