Российские чиновники в последнее время все чаще удивляют несогласованностью своих высказываний, причем эта несогласованность касается не взглядов на экономические проблемы (очевидно, такие расхождения в разумных пределах только полезны), а макроэкономических данных. Нестыковки касаются подчас важнейших для страны показателей, на основе которых происходит оценка экономического состояния государства. В результате сейчас экономистам и населению приходится гадать, кому же в итоге верить.
В частности, глава российского правительства Михаил Касьянов в четверг встречался с президентом Владимиром Путиным и доложил ему о росте ВВП России в 2002 году на 4.5%. Между тем, в тот же самый день Госкомстат России опубликовал первую оценку ВВП страны в 2002 году - по данным ГКС, объем валового внутреннего продукта в текущих рыночных ценах вырос на 4.3% до 10,863.4 млрд руб. Буквально двумя днями раньше заместитель министра экономического развития и торговли РФ Аркадий Дворкович поведал журналистам о росте ВВП в 2002 году на 4.2%.
Оценка ВВП является, пожалуй, наиболее сложной задачей в оценке экономического положения страны - в развитых странах, как правило, проходит 3 оценки роста ВВП (предварительная, пересмотренная и окончательная) и затягивается на 3-4 месяца (например, окончательные данные по росту ВВП еврозоны за III квартал 2002 г. были опубликованы Eurostat лишь вчера), и Россия здесь не является исключением. Однако каким образом в правительстве могут одновременно находиться несколько вариантов роста ВВП, остается полной загадкой.
Высшие российские чиновники периодически противоречат не только друг другу, но и сами себе. Так, например, экономический советник президента РФ Андрей Илларионов, подводя в конце декабря итоги 2002 года, отметил снижение госрасходов к ВВП до 30% с 42% ВВП в 1997 г. Не прошло и полутора месяцев, и советник президента на очередном заседании Никитского клуба, объединяющего ученых и предпринимателей, уже заклеймил позором правительство, заявив, что объем государственных расходов России в 2002 г. составил 37.8% ВВП против 34.4% в 2001 г. и 32.5% в 2000 г.
Складывается впечатление, что у отечественных чиновников есть несколько разных по качеству наборов одних и тех же макроэкономических показателей, которые в нужный момент извлекаются ими как кролики из волшебного цилиндра фокусника. Надо похвалить правительство и хорошо отчитаться перед президентом - извлекается один набор, надо показать недостатки - демонстрируется другой.
Казалось бы, какая разница, составил рост ВВП 4.2% или 4.5%? Разница огромна. И дело даже не в том, что 0.1% ВВП - это примерно 10 млрд рублей. Такой разброд в данных очень тщательно отслеживается инвесторами и потенциальными экономическими партнерами страны, о необходимости привлечения которых в Россию не перестают говорить российские чиновники. Услышав столь "разнообразные" оценки, потенциальные партнеры и рядовые избиратели могут не только сделать вывод о полном отсутствии согласованности поведения чиновников, но и усомниться в их здоровье. В результате такие высказывания отечественных деятелей могут материализоваться во вполне ощутимый ущерб российской экономике.
Комментарии отключены.