Мировая экономика требует все больше энергии. Об этом в рамках годового общего собрания акционеров ОАО "Газпром" заявил председатель правления концерна Алексей Миллер.
Конкуренция между крупнейшими газовыми компаниями будет рости, сказал он.
По его словам, реальный способ укрепления энергетической безопасности - долгосрочный контракт. Продавцы имеют возможность выбирать партнеров и рынки.
Как отметил глава концерна, стратегия "Газпрома" предполагает поэтапный выход на мировой рынок СПГ. "На первом этапе работы компании на рынке мы планируем использовать спотовые поставки сжиженного природного газа нероссийского происхождения, в том числе за счет разменных операций с трубным газом. Этот процесс уже начался. В сентябре 2005 г. компания осуществила поставку первой партии СПГ на северо-американский рынок".
В качестве 2-го этапа А.Милер назвал продажи на мировом рынке СПГ собственного производства, что реально может произойти после 2010 г.
"Сегодня "Газпром" ведет переговоры с ведущими игроками на мировом рынке СПГ о возможности заключения среднесрочных соглашений, позволяющих осуществлять более тесное сотрудничество в области производства и торговли этим товаром. Мировая экономика требует все больше энергии. Растет спрос на все виды энергоносителей, и особенно на газ. Появились новые экономические центры, демонстрирующие высокие темпы промышленного роста и увеличения спроса на нефть и газ. Конкуренция за доступ к энергоресурсам между тремя крупнейшими газовыми рынками: Европы, Азиатско-Тихоокеанским и Северо-Американским будет нарастать. В этих условиях долгосрочные контракты, позволяющие вести планирование деятельности на основе перспективного баланса газа, - это один из наиболее реальных способов укрепления энергетической безопасности" - сказал А.Миллер.
Глава концерна отметил, что в настоящее время рынок природного газа сформировался как рынок продавцов. Продавцы газа имеют возможность выбирать себе партнеров и перспективные рынки, ориентируясь на их емкость и прибыльность операций; выстраивать свою перспективную маркетинговую стратегию с учетом имеющегося опыта работы на том или ином рынке и возможностей долгосрочного сотрудничества. Так и для "Газпрома", основу баланса газа на перспективу и планов добычи составляют потребности только тех партнеров, кто заключил соответствующие долгосрочные контракты уже сегодня. "Газ не будет добыт, пока он не продан", - сказал он.
В настоящее время доля природного газа в энергобалансе стран Азиатско-Тихоокеанского региона, по словам А.Миллера, невелика - около 10%. Однако именно здесь - в АТР, прогнозируется самый высокий темп роста спроса на газ в течение ближайших 15 лет. Прогнозный темп прироста здесь вдвое выше, чем в Европе.
"Наши контрагенты из стран Азии демонстрируют готовность ориентироваться на газ из России. В отношении поставок на потенциально самый емкий азиатский рынок - китайский - мы уже находимся на стадии коммерческих переговоров. Определены два маршрута поставок газа в Китай - западный и восточный. Сроки начала поставок - 2011 г. Годовой объем - 68 млрд куб. м. Приоритет отдается западному маршруту, рассчитанному на поставки 30 млрд куб. м газа в год", - сказал председатель правления "Газпрома".
По его словам, "Газпром" сейчас готовит обоснование инвестиций по данному проекту. Ресурсной базой для поставок по западному маршруту станут месторождения в Западной Сибири, вблизи действующей газовой инфраструктуры, что позволит начать поставки в кратчайшие сроки. "Принципиально важным для нас является то, что поставки будут осуществляться на основе единого экспортного канала и по ценам, которые формируются на основе корзины цен на нефтепродукты", сказал он.
Как отметил А.Миллер, основным экспортным рынком "Газпрома" остается европейский. "Российский газ поступает в Европу на протяжении более 30 лет. В 2005 г. в странах Европы было продано 156.1 млрд куб. м газа. Это на 2.9 млрд куб. м больше, чем в 2004 г. В Европе мы имеем сложившиеся партнерские связи, туда направлены наши основные транспортные мощности", - сказал он.
"Газпром" по-прежнему обеспечивает более четверти потребностей европейских потребителей в природном газе. И мы намерены укреплять свои лидирующие позиции на Европейском континенте. У нас есть все возможности полностью выполнять наши обязательства в Европе и параллельно развивать перспективное сотрудничество с компаниями из стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Северной Америки", - подчеркнул глава концерна.
Комментарии отключены.