ОБЗОР - Транспортные споры: о РЖД и конкуренции, утилизационном сборе и аэропортах

МОСКВА, 26 июл – Прайм, Мария Захарова. Транспортный сектор на минувшей неделе напоминал растревоженный улей: главы ФАС и РЖД обменялись любезностями по поводу высоких тарифов и блокировки госмонополией развития конкуренции; сразу пять стран присоединились к спору ЕС и России по утилизационному сбору в рамках ВТО; а Сбербанк заявил о том, что не собирается выходить из СП по управлению аэропортами Краснодарского края, несмотря на серьезные претензии к другому участнику СП - "Базэлу".

«ТРИШКИН КАФТАН» РЖД

Глава ФАС Игорь Артемьев обрушился на РЖД с резкой критикой, обвинив госмонополию в том, что тарифы на железнодорожные перевозки в России достигли самых высоких мировых значений, а связано это с влиянием различных лоббистских групп на текущее тарифное руководство.

Сам же документ, где перечислены все тарифы железных дорог, Артемьев сравнил с "изодранным тришкиным кафтаном" и заключил, что он не имеет никакого отношения к экономике. Между тем, исключительные тарифы, по его мнению, недопустимы, поскольку искажают конкуренцию.

По мнению главы регулятора, документ давно пора заменить новым, а реформе железных дорог придать "новое измерение", чтобы она привела к появлению частных компаний-операторов.

Артемьев также назвал РЖД "типично советской монополией" и "вторым железнодорожным "Газпромом".

О несогласии с позицией главы ФАС, призывающего ускорить либерализацию рынка локомотивной тяги, и готовности в данном вопросе поддержать руководство инфраструктурной монополии заявил и вице-премьер Аркадий Дворкович. Он посоветовал не спешить с принятием решений по таким сложным вопросам, поскольку участники рынка неоднозначно относятся к тому, нужно ли здесь развивать конкуренцию: половина с этим согласна, другая половина – против.

АРГУМЕНТЫ РЖД

В свою очередь, в РЖД критику ФАС в свой адрес посчитали бездоказательной и голословной. В компании особо обратили внимание на тот факт, что в период с 2003 по 2012 годы цены в промышленности в целом возросли в 3,4 раза, в топливной промышленности – в 5,5 раз, а на железнодорожном транспорте – только в 2,8 раза.

По мнению РЖД, снижение транспортной нагрузки на экономику и создание условий для развития других отраслей происходит за счет недофинансирования железнодорожной инфраструктуры. Компания подчеркнула, что совместно с причастными министерствами и ведомствами, включая ту же ФАС, прорабатывает вопросы формирования достаточных источников инвестиций для развития железнодорожной инфраструктуры, в числе которых - внедрение механизма сетевого контракта, установление долгосрочных тарифов с использованием метода доходности инвестированного капитала и т.д.

В РЖД напомнили, что в связи с изменениями внутренних и внешних условий экономического развития страны, в частности, структуры железнодорожной отрасли по составу участников, необходимо разработать новый прейскурант.

Между тем президент РЖД Владимир Якунин в своем блоге написал, что не станет вступать в развернутую дискуссию с теми, кто не видит разницы между тарифами и вагонной составляющей. Он лишь назвал обвинения в завышении расценок на перевозки надуманными и напомнил, что уровень тарифов определяется ежегодным решением правительства, при участии всех заинтересованных сторон, в том числе частных операторов подвижного состава и грузовладельцев, эти цифры не рисуются в закрытых кабинетах. Якунин добавил также, что претензий от ФАС в адрес РЖД всегда было немало, но в большинстве случае суд не признавал их правомерность.

ШИРЕ КРУГ

Растет число стран, желающих проверить правомерность взимания Россией утилизационного сбора при импорте автомобилей. Российская сторона получила уведомления от Китая, США, Турции, Украины и Японии о том, что они присоединяются к инициированным Евросоюзом консультациям в рамках ВТО по данному вопросу, сообщил агентству «Прайм» источник, близкий к переговорам. Сами консультации пока не начались, их старт ожидается в ближайшее время.

Озабоченность Евросоюза вызывает тот факт, что в настоящее время утилизационный сбор уплачивается при импорте новых и подержанных машин, при этом работающие в России производители могут взамен предоставить властям гарантию безопасной утилизации транспортного средства в будущем.

В конце февраля Минэкономразвития объявило о том, что российские производители будут вносить такие же платежи, как иностранцы. Однако соответствующий закон до сих пор не принят.

По правилам ВТО стороны могут мирно урегулировать проблему в течение 60 дней. Если спор не решен полюбовно, заявитель имеет право потребовать формирования третейской группы, которая готовит доклад специальному органу по разрешению споров. Однако стоит отметить, что договориться можно будет и по истечению шестидесятидневного срока: по процедурам ВТО судебное разбирательство может состояться более чем через год.

НА ВЫХОД НЕ СОБИРАЕТСЯ

На минувшей неделе стало известно о том, что Сбербанк и Changi Airports International («дочка» управляющей компании сингапурского аэропорта) направили ООО «Базэл Аэро» письмо с рядом претензий по эффективности совместного предприятия, которое занимается управлением аэропортами Краснодарского края. СП было создано в 2012 году, доли компаний соответственно составляют 20% минус одна акция, 30% и 50% плюс одна акция.

Компании обвиняют «Базэл Аэро» в нарушении нескольких десятков пунктов и требований договора. Недовольство партнеров вызвали необоснованные многомиллионные бонусы, выплаченные сотрудникам «Базэл Аэро» и аэропортов, покупка векселей «Связь-банка», а также тот факт, что от них скрыли информацию о том, что аэропорты Анапы и Геленджика не имеют санитарно-защитных зон, и ущерб от многочисленных проверок контрольных органов.

Между тем в комментариях СМИ представители «Базэла» назвали данное письмо «частью нормального рабочего процесса по обмену мнениями в рамках партнерства, основанного на принципах диалога» и подчеркнули, что «трехстороннее партнерство успешно функционирует, набирая обороты». В свою очередь, в Сбербанке агентству «Прайм» заявили, что компания, несмотря на предъявленные партнеру претензии, не собирается выходить из СП.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.