После успешного IPO "Седьмого континента" многие российские торговые сети решили внести в свои планы на ближайшие два года размещение акций. Часть акций собирается продать на бирже в 2006 г. сеть магазинов "Магнит", об аналогичных планах заявили "Пятерочка", "Перекресток" и "Копейка".
"Седьмой континент" продал 13% своих акций на РТС в ноябре более чем за 80 млн долл. По мнению экспертов, цена размещения оказалась сильно завышенной, учитывая, что недвижимостью "Седьмого континента" владеет совсем другая компания - "Столичные гастрономы". Сейчас капитализация ОАО "Седьмой континент" превышает 700 млн долл., при том что его выручка в 2004 г. составила всего 495.8 млн долл. Для сравнения: выручка Carrefour, второго по величине ритейлора в мире, составляет около 88 млрд долл., а его капитализация не превышает 30 млрд евро. Аналитик Альфа-банка Александр Свинов считает, что теперь российские розничные компании следует оценивать с использованием премиального коэффициента.
Руководители торговых компаний не скрывают, что воодушевлены размещением "Седьмого континента". Уже в конце 2005 - начале 2006 г. может состояться выход на фондовый рынок двух лидеров российского ритейла - сетей "Магнит" и "Пятерочка".
На конференции инвесторов Russia one on one, организованной в феврале Deutsche UFG, представители компании "Тандер" (владелец сети "Магнит") заявили о намерении провести IPO в 2006 г. Об этом сообщил "Ведомостям" глава британской инвестиционной компании Peninsula Capital Management Энтони Хьюс. Он добавил, что его компания заинтересована в приобретении акций "Тандера". В курсе планов ритейлора оказался и менеджер по развитию бизнеса британской инвесткомпании Roxburgh Capital Виктор Казаков. Она также планирует покупку акций "Тандера". Официально эту информацию в "Тандере" не комментируют, а на условиях анонимности один из совладельцев компании заявил "Ведомостям", что с кандидатурой организатора IPO определятся осенью этого года. Основные претенденты, по его словам, - UFG и "Тройка Диалог". В этих компаниях комментировать переговоры с "Тандером" отказались.
Готовит IPO и "Пятерочка". По словам топ-менеджера сети, выход на биржу может состояться уже до конца этого года. Главный исполнительный директор "Пятерочки" Олег Высоцкий в интервью "Ведомостям" рассказывал, что они планируют "выводить на рынок иностранную компанию" (российской сетью через ООО "Агроторг" и ООО "Агроаспект" управляет Pyaterochka Holding, зарегистрированная в Голландии). Он также отмечал, что "Пятерочка" может перед IPO выкупить магазины своих франчайзи, потому что "большое региональное присутствие резко увеличит оценку компании". По словам другого топ-менеджера "Пятерочки", при заключении договора франчайзинга компания получает опцион на выкуп не менее 25%-ной доли партнера. Гендиректор пермской "Фуд Трейд" (ее "дочка" ООО "Кама-Ритейл" открывает дискаунтеры в Перми) Сергей Лютаревич утверждает, что "Пятерочка" выкупит долю в "Кама-Ритейле" до конца нынешнего лета. Сотрудник "Русской сети магазинов", франчайзи "Пятерочки" в Новосибирске, также знает о планах сети выкупить франчайзинговые магазины в регионах.
В конце февраля собрание участников ООО "Пятерочка Финанс" одобрило выпуск облигаций на 1.5 млрд руб. В заявлении компании говорится, что все полученные средства будут размещены в рамках предприятий, принадлежащих Pyaterochka Holding. Начальник аналитического отдела ИК "Проспект" Наталья Одинцова считает, что часть займа может быть направлена на выкуп франчайзинговых магазинов.
В "Перекрестке" обещают потерпеть с IPO до 2006 г. Председатель совета директоров компании Лев Хасис утверждал осенью прошлого года, что "Перекресток" "полностью готов" к публичной продаже акций. "Несмотря на это, с учетом наших темпов роста принято решение осуществить размещение позднее, через год-два", - объяснял Л.Хасис. По мнению экспертов, "Перекресток" планирует вначале достичь оборота в 1 млрд долл. Директор по корпоративным финансам "Копейки" Виктор Шлепов поясняет, что "в большинстве случаев при IPO продается 10-25% акций, а чтобы привлечь внимание респектабельных инвесторов, нужно размещаться не менее чем на 100 млн долл." Директор по коммуникациям "Перекрестка" Александр Бархатов обещает, что выручка сети составит 1.1-1.2 млрд долл. уже в 2005 г.
Однако виды на биржу есть и у ритейлоров поменьше, чей оборот значительно ниже миллиардного рубежа. ТД "Копейка", наторговавший в прошлом году на 420 млн долл. (72 магазина), объявил о намерении провести IPO в конце 2005 - начале 2006 г. Организаторы займа - "УралСиб" и ОФГ - должны помочь "Копейке" привлечь от 100 млн долл., говорит директор по корпоративным финансам компании В.Шлепов. Продажа акций станет следующим этапом после размещения "Копейкой" кредитных нот (CLN) на 40 млн долл. в сентябре прошлого года.
"При оценке розничных компаний инвесторы в большой степени ориентируются на их будущую стоимость. Ритейлоры растут высокими темпами (на 50-300% в 2004 г. при росте рынка в 14%), а оптимистичный прогноз делает акции дороже", - рассуждает Н.Одинцова из "Проспекта". По ее мнению, благоприятные условия для IPO ритейлоров сохранятся еще в течение пяти лет. А.Свинов из Альфа-банка согласен, что у торговцев не возникнет проблем с продажей акций, "если "Седьмой континент" не покажет рост [оборота] ниже заявленного".
По данным Росстата, оборот розничной торговли в России в 2004 г. увеличился по сравнению с предыдущим годом на 12.1% до 5565.5 млрд руб. (около 202 млрд долл.) Доля продовольственных товаров составила 45.6%. По данным ACNielsen, в сентябре 2004 г. магазины "современных форматов" (супермаркеты, дискаунтеры и проч.) занимали более 21% рынка продовольствия крупных городов нашей страны. Аналитики Объединенной финансовой группы (ОФГ) прогнозируют, что к 2010 г. их доля вырастет до 34%, а в Москве - до 52%. Крупнейшие российские продуктовые ритейлоры - "Пятерочка" (оборот в 2004 г. - 1.59 млрд долл., 445 магазинов, из них 235 собственных), "Магнит" (997 млн долл., 1019 магазинов) и "Перекресток" (766 млн долл., 75 магазинов).
Комментарии отключены.