"МегаФон", вероятно, разместит еврооблигации до конца 2004 г., вопрос IPO временно отложен из-за разногласий между акционерами "МегаФона" - гендиректор "МегаФона" С.Солдатенков

"МегаФон", вероятно, разместит еврооблигации до конца 2004 г., вопрос IPO временно отложен из-за разногласий между акционерами "МегаФона". Об этом в интервью газете "Ведомости" заявил генеральный директор ОАО "МегаФон" Сергей Солдатенков. Далее приводится полный текст интервью.

- В мае 2003 г. вы объявили о планах резко расширить зону действия сети. Выполнены ли эти планы и за счет каких средств?

- Из Петербурга "МегаФон" пошел сначала в регионы - на Кавказ и в Поволжье, и только затем мы присоединили к сети Москву и приобрели статус федерального сотового оператора. Мы считаем, что такая политика оправдалась: на Кавказе мы пока вторые, но уверенно сокращаем разрыв, а в Поволжье - первые.

В прошлом году мы вложили в региональное развитие 400 млн долл. и в полтора раза увеличили количество регионов, в которых действует наша сеть. В этом году мы инвестируем больше 650 млн долл., чтобы усилить наши позиции в регионах, где мы начали работать, и построить сети на новых территориях.

- За счет каких источников будут производиться инвестиции?

- "МегаФон" сотрудничает с Европейским банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией, ING, Citibank. Мы также кредитуемся в Международном московском банке и Сбербанке. У нас заключены прямые соглашения с немецким страховым агентством Hermes [о гарантиях с их стороны] под закупки оборудования Siemens и с китайским Sinosure по линии Huawei. В будущем мы можем выпустить еврооблигации.

- Когда это может произойти?

- Точных сроков размещения еврооблигаций я пока назвать не могу, но уверен, что это произойдет до конца 2004 г.

- Несколько лет назад руководство "МегаФона" заявляло о планах провести публичное размещение акций. Эти планы по-прежнему в силе?

- Этот вопрос пока отложен из-за разногласий между акционерами "МегаФона". Но мы, несомненно, вернемся к теме IPO, тем более что с точки зрения бухгалтерской отчетности и аудита мы практически готовы к этому.

- Как конфликт между акционерами сказывается на работе компании?

- Конфликт, конечно, накладывает свой отпечаток на деятельность оператора, но большинство акционеров "МегаФона" понимают задачи, которые стоят перед компанией, и поддерживают ее во всех решениях. За последние полгода все решения совета директоров были приняты в пользу компании. Лучше всего о работе компании говорят цифры: сети "МегаФона" работают в 66 регионах, которые расположены во всех федеральных округах. Особо отмечу быстрые темпы строительства в Центральной России: сети "МегаФона" работают во всех 17 регионах центра, хотя год назад услугами нашей сети в этом округе могли воспользоваться лишь жители Воронежской области.

- Верите ли вы лично в возможность объединения "МегаФона" и "ВымпелКома", которое в последнее время обсуждается многими аналитиками?

- Больше даже не аналитиками, а представителями "Альфы". Тема эта не новая. Еще в те времена, когда "МегаФона" не существовало, аналитики строили прогнозы о том, какие могут быть объединения в нашем сегменте рынка. Тем не менее абсолютное большинство из них согласились, что для такой большой страны, как Россия, наличие трех крупных операторов сотовой связи - это оптимальный путь.

По мнению многих аналитиков, слияние "МегаФона" с "ВымпелКомом" даст синергетический эффект, что позитивно повлияет на рост акций. Я не хотел бы с этим спорить, но хочу отметить, что даже примерный объем расходов и доходов от объединения очень сложно подсчитать, так как компании строились по-разному, совершенно различные принципы были заложены в маркетинговой и технической политике. Поэтому не думаю, что сегодня слияние наших компаний будет нести позитив.

- Как развивается проект создания подсистемы конфиденциальной связи стандарта GSM, выигранный "МегаФоном" на тендере ФАПСИ?

- Это достаточно интересный проект с точки зрения технологии. Мы не рассчитываем на большое количество абонентов спецсвязи [из числа госорганов], но интерес к подсистеме конфиденциальной связи проявляют и коммерческие компании, которым это важно. Мы готовы предоставлять эту услугу частному бизнесу, правда, отдельные виды программного обеспечения и услуг доступны только государственным структурам.

В марте 2004 г. мы получили первую партию из 470 специальных телефонов, которые поддерживают услугу конфиденциальной связи. Они разработаны НПО "Атлас" и производятся в России.

- Каков размер бюджетного финансирования подсистемы конфиденциальной связи?

- Никакого бюджетного финансирования мы не получаем. Средства из бюджета выделялись только на проект в Чечне, который мы реализовали вместе с ФГУП "Космическая связь". В остальном инвестиции в проект конфиденциальной связи осуществляет исключительно "МегаФон".

- Сколько абонентов необходимо привлечь для вывода проекта на самоокупаемость?

- Затраты на создание сети, требующей поддержания специальных протоколов, окупятся при наличии 5-10 тыс. абонентов.

- С чем связана отставка Леонида Денисова с поста гендиректора ЗАО "Соник Дуо"?

- Полтора года назад нам был нужен в Москве человек, который нестандартно мыслит, и мы пригласили в компанию Леонида. Во многом его креативности мы обязаны успехами московского "МегаФона", который в апреле подключил миллионного абонента. Сейчас компания вышла на уровень стабильного развития, и Леонид посчитал, что ему надо использовать свой творческий потенциал в частном бизнесе. Мы расстались добрыми друзьями.

- А почему из "МегаФона" ушел финансовый директор Дмитрий Кононов? Где он работает сейчас и кто его заменил?

- Г-н Кононов ушел работать в FNH (люксембургская компания, владеющая контрольным пакетом "Телекоминвеста", которому принадлежат 31.3% акций "МегаФона"). В марте 2004 г. должность финансового директора нашей компании занял Билл Норрис III, который 12 лет проработал в области сотовой связи в американских и европейских компаниях. Последним местом его работы был Deutsche Telekom.

- Планирует ли "МегаФон" ликвидацию всех своих дочерних компаний с переоформлением всех лицензий на головную компанию?

- Это решение было отложено акционерами в конце прошлого года. В повестке дня ближайшего собрания акционеров такого вопроса нет. Но планы сохраняются - для нас важна не столько юридическая консолидация, сколько консолидация бизнеса. С этой точки зрения мы сегодня очень плотно работаем с дочерними компаниями, чтобы ко времени принятия решения о присоединении "дочек" к ОАО "МегаФон" у нас уже не было проблем слияния бизнесов. Многие процессы мы сейчас централизуем, хотя у регионов остается достаточно самостоятельности в отношении маркетинга и продаж на локальных рынках.

- Будет ли ваша "дочка" в Таджикистане - TT-Mobile переходить на марку "МегаФон"?

- TT-Mobile - это пока единственный международный проект "МегаФона". Он не очень большой, но интересный. Конкуренция на таджикском рынке сотовой связи высока: в этой стране выдано семь лицензий на предоставление услуг мобильной связи, но мы сегодня занимаем там 1-е место по количеству абонентов. Переводить TT-Mobile под брэнд "МегаФон" мы пока не собираемся. У TT-Mobile более 20,000 абонентов, но бизнес в Таджикистане растет такими же темпами, как и российский сотовый рынок: абонентская база удваивается каждый год.

- Планирует ли "МегаФон" выходить на рынки других стран СНГ?

- У нас были определенные планы выхода на рынки Белоруссии, Украины, Киргизии, Казахстана, но мы пока приняли решение сконцентрироваться на России.

- Будет ли "МегаФон" участвовать в конкурсе на получение лицензии 3G?

- Если будет объявлен порядок выдачи лицензий на 3G, мы, безусловно, будем претендовать на одну из них. Но вообще есть разные точки зрения на то, что считать третьим поколением - стандарт CDMA-2000 или стандарт UMTS, базирующийся на W-CDMA.

Очевидно, что вопрос сегодня состоит не в скорости передачи данных, а в том, какие услуги оператор может предоставить на этой скорости. Я недавно посетил Японию, где связь третьего поколения более развита, чем в других странах. У японских операторов на дополнительные услуги приходится до 40% ARPU [доход с одного абонента]. В Европе этот уровень намного ниже. В России количество услуг сотовых операторов пока также небольшое, и, лишь когда услуги будут развиваться, может понадобиться скорость для их доставки. "МегаФон" стремится довести долю доходов от дополнительных услуг в общей выручке до 15%. В Москве мы уже достигли этого уровня, а в среднем по всем региональным сетям "МегаФона" допуслуги обеспечивают 8 - 10% дохода. Основная их часть пока приходится на SMS-трафик.

- Насколько серьезна, на ваш взгляд, проблема заградительных тарифов, которые сотовые операторы устанавливают на звонки между конкурирующими сотовыми сетями в пределах одного региона?

- Заградительные тарифы - это инструмент операторов, первыми пришедших на тот или иной региональный рынок. Мы против заградительных тарифов, так как в этом случае мы запутываем абонента, который не понимает, сколько стоит звонок на местную телефонную сеть, сколько - на сеть конкурента А и сколько - на сеть конкурента Б. Уверен, что вскоре эта практика уйдет в прошлое, так как все операторы "большой тройки" уже присутствуют в большинстве регионов страны.

ОАО "МегаФон" образовано в мае 2002 г. Акционерами "МегаФона" являются TeliaSonera (35.6% акций), "Телекоминвест" (31.3%), "ЦТ-Мобайл" (25.1%), IPOC International Growth Fund Limited (6.5%) и Harborne Group Limited (1.5%). По неаудированным данным, в 2003 г. выручка компании составила 821.7 млн долл., а прибыль (EBITDA) - 377.6 млн долл. В мае 2004 г. "МегаФон" обслуживал более 8 млн абонентов, в том числе около 3 млн человек на Северо-Западе и более 1 млн пользователей в Москве.

Сергей Солдатенков родился 16 июля 1963 г. в Ленинграде. Окончил Ленинградский институт авиационного приборостроения по специальности "радиоинженер". Работал инженером-наладчиком на Ленинградском адмиралтейском объединении. В 1992 г. стал исполнительным директором АО "Импекс-группа", а в 1993 г. - генеральным директором российско-британского СП "АРС". В июле 1994 г. занял должность гендиректора ЗАО "Дельта Телеком". C июня 1999 г. - заместитель гендиректора ОАО "Телекоминвест". В апреле 2000 г. назначен гендиректором ОАО "Петербургская телефонная сеть" (преобразовано в "Северо-Западный Телеком"). В марте 2003 г. занял пост гендиректора ОАО "МегаФон".

Другие новости

19.05.2004
10:47
Дж.Буш предложил А.Гринспену остаться главой ФРС США на очередной срок
19.05.2004
10:42
"Челябэнерго" за январь-апрель недополучило за реализацию энергии 285.3 млн руб
19.05.2004
10:38
Рост американского фондового рынка во вторник несколько компенсировал потери сессии понедельника
19.05.2004
10:32
Предприятия ОАО "Евразруда" в январе-апреле увеличили добычу сырой руды на 10.5% до 4,570.6 тыс. т, производство концентрата - на 21.7% до 2,510.8 тыс. т
19.05.2004
10:24
"МегаФон", вероятно, разместит еврооблигации до конца 2004 г., вопрос IPO временно отложен из-за разногласий между акционерами "МегаФона" - гендиректор "МегаФона" С.Солдатенков
19.05.2004
10:15
Компания Hewlett-Packard увеличила чистую прибыль во II финансовом квартале на 34% до 884 млн долл
19.05.2004
10:05
Арбитражный суд ХМАО отклонил иск Hermitage Capital Management и его партнеров, требовавших признать казначейскими и погасить 62% акций "Сургутнефтегаза", находящихся у его "дочек"
19.05.2004
09:54
"ММК" за 4 месяца увеличил отгрузку товарной металлопродукции на внутренний рынок на 11% до 1.6 млн т
19.05.2004
09:51
М.Фрадков: Торгово-экономические отношения между Вьетнамом и Россией развиваются достаточно стабильно и имеют большой потенциал
Комментарии отключены.