Из-за сокрытия доходов и объектов налогообложения в бюджеты разных уровней ежегодно недопоступает до 40% налогов. Об этом сообщили в управлении информации и общественных связей Счетной палаты Российской Федерации со ссылкой на аналитическую заметку экспертов, обсужденную на заседании коллегии.
В частности, отмечалось, что в 2003 г. в результате принятых мер по повышению эффективности российской экономики и сохраняющейся благоприятной внешней конъюнктуры наблюдалось увеличение доходов бюджетной системы России. По предварительным данным, доходы консолидированного бюджета РФ (без единого социального налога) составили 3,771 млрд руб. и увеличились по сравнению с 2002 г. на 591.2 млрд руб., или на 18.6%. Доходы федерального бюджета составили 2,218.5 млрд руб. (прирост на 353.2 млрд руб., или на 18.9%). При этом большая часть доходов бюджетов была обеспечена налоговыми поступлениями: консолидированного бюджета - на 89% и федерального бюджета - на 91.5%.
Вместе с тем, в налоговом законодательстве сохраняются серьезные недостатки, позволяющие налогоплательщикам минимизировать налоговую базу и уклоняться от уплаты налогов, что приводит к недопоступлению значительных средств, серьезного реформирования требует практика возмещения налога на добавленную стоимость организациям-экспортерам.
В настоящее время темпы роста возмещения НДС опережают рост начислений по этому налогу, что приводит к недополучению государством значительных сумм налога. Если в 1999 г. сумма возмещения налога экспортерам составляла 39.7 млрд руб., или 18.3% от суммы НДС на товары, производимые на территории РФ, то в 2003 г. она увеличилась до 292 млрд руб., что составляет 47.2% от суммы налога.
Существенные проблемы имеются в части законодательного регулирования налогообложения производства и оборота алкогольной и табачной продукции. При том, что, по экспертной оценке, потребление водки и ликероводочных изделий составляет 250-300 млн дал в год, их легальное производство остается на уровне 130-140 млн дал. В результате, вне бюджетной системы продолжают оборачиваться значительные объемы денежных средств, из-за чего потери консолидированного бюджета оцениваются до 50 млрд руб. в год.
Введение с 1 января 2003 г. комбинированных ставок акциза на табачные изделия негативно сказалось на поступлениях этого налога в доход федерального бюджета. Уточненное с 20 млрд руб. до 18 млрд руб. годовое бюджетное задание по акцизам на табачные изделия было значительно недовыполнено: в федеральный бюджет в минувшем году недопоступило 2.1 млрд руб.
Как подчеркивается в аналитической записке, представленной на обсуждение коллегии Счетной палаты РФ, одной из важных задач остается упорядочение использования налоговых преференций, связанных с применением к грузам различных таможенных режимов. Только в 2003 г. общая сумма таможенных пошлин и других налогов, не поступивших в федеральный бюджет в результате предоставления льгот на основании законодательных и других нормативных актов Российской Федерации, составила 48.3 млрд руб. и предоставленных межправительственными соглашениями - 3.4 млрд руб.
Значительные средства не поступают в федеральный бюджет в результате занижения таможенной стоимости ввозимых товаров народного потребления. Так, в 2002 и первой половине 2003 гг. в Россию было ввезено около 2 тыс. т шоколада "Риттер-Спорт", стоимость 1 кг которого по декларации не превышала 3 долл. Между тем, розничная цена такого же количества продукта была не менее 310 рублей, т.е. свыше 10 долл. При более тщательном таможенном контроле только от этого вида товара в бюджет могло дополнительно поступить не менее 1 млн долл.
Коллегия приняла решение ознакомить с выводами правительство России.
Комментарии отключены.