ФКЦБ проверяет "АвтоВАЗ" на предмет нарушения прав акционеров, юристы полагают, что это осложнит "АвтоВАЗу" принятие решения о дивидендах на годовом собрании акционеров

Миноритарии "АвтоВАЗа" добились новых успехов в борьбе за возвращение в устав компании положения о принципе выплаты дивидендов по привилегированным акциям, пишут "Ведомости".

Автозавод проиграл очередной судебный процесс по этому вопросу, а ФКЦБ проверяет концерн на предмет нарушения прав акционеров. Юристы полагают, что это осложнит "АвтоВАЗу" принятие решения о дивидендах на годовом собрании акционеров.

Уставный капитал "АвтоВАЗа" составляет 16.06 млрд руб. и разбит на 27.19 млн обыкновенных и 4.9 млн привилегированных акций номиналом 500 руб. Около 53% акций "АвтоВАЗа" контролирует его менеджмент, 8% принадлежит Внешторгбанку, еще около 18% - работникам предприятия. Около 13% акций "АвтоВАЗа" обращается на биржах и менее 1% конвертировано в GDR, 2.05% принадлежит РФФИ.

Пункт о выплате 10% прибыли в виде дивидендов по привилегированным акциям исчез из устава "АвтоВАЗа" по решению годового собрания акционеров в 2002 г. В конце того же года владелец 4000 акций автозавода Виктор Цобенко и шведский инвестфонд HQ Fonder Sverige AB (197 тыс. акций) подали иски в суд с требованиями признать это решение собрания акционеров недействительным. В начале 2003 г. суд первой инстанции подтвердил правоту миноритариев, а осенью "АвтоВАЗ" проиграл кассацию по иску Цобенко. 20 января его успех повторил и шведский фонд. По словам адвоката обоих миноритариев Валерия Шумилина, позавчера суд отклонил апелляцию "АвтоВАЗа" на решение первой инстанции от 7 апреля 2003 г., удовлетворившей иск HQ. Определение еще не составлено, но Шумилин предполагает, что мотивация суда схожа с той, что была озвучена на других разбирательствах по этому делу. Ранее суд признавал, что по закону об акционерных обществах размер дивидендов или формула их расчета должны быть четко прописаны, а в новой версии устава "АвтоВАЗа" это не так.

Кроме того, в споре с заводом акционеры могут рассчитывать на поддержку ФКЦБ. Они еще в ноябре попросили комиссию проверить деятельность "АвтоВАЗа" на рынке ценных бумаг и выполнение им своих обязательств перед владельцами привилегированных акций. Вчера пресс-секретарь ФКЦБ Евгения Пискарева заявила, что комиссия уже проводит проверку "АвтоВАЗа" и затребовала у него необходимые документы и объяснения. Главную цель проверки Пискарева сформулировала так: установить, не нарушает ли "АвтоВАЗ" права своих акционеров. Подобная проверка может длиться до пяти месяцев, добавила она, но обсуждать возможные действия ФКЦБ, если в работе "АвтоВАЗа" будут обнаружены нарушения, отказалась.

Шумилин предположил, что в этом случае комиссия направит "АвтоВАЗу" предписание внести изменения в устав, а для этого концерну придется созвать внеочередное собрание акционеров. Управляющий директор юридической фирмы "Вегас-Лекс" Альберт Еганян напоминает, что ФКЦБ традиционно использует два механизма влияния на эмитентов: не регистрировать проспекты эмиссий ценных бумаг "АвтоВАЗа" либо самой подать в суд иск к эмитенту. Как и в прошлом году, миноритарии в качестве обеспечительной меры могут добиться судебного запрета на голосование по вопросу о дивидендах на годовом собрании акционеров, добавляет Еганян.

На "АвтоВАЗе" к новому повороту застарелого конфликта с акционерами отнеслись спокойно. Пресс-секретарь председателя совета директоров "АвтоВАЗа" Елена Чернова утверждает, что завод пока не получал от ФКЦБ никаких запросов или других официальных документов, а решение апелляционной инстанции от 20 января, скорее всего, будет оспорено. Источник, близкий к "АвтоВАЗу", настаивает, что "компания всегда все делает по букве закона", и уверен, что ни решения судов, ни проверка ФКЦБ не помешают планам завода. По его словам, миноритариям не о чем беспокоиться, поскольку по итогам 2003 г. "АвтоВАЗ" направит на дивиденды по "префам" более 10% чистой прибыли, как это было сделано по итогам 2002 г. Тогда завод заплатил владельцам привилегированных акций 83.8 млн руб., что составило почти 12% от чистой прибыли, рассчитанной по российским стандартам бухотчетности.

Аналитик "Метрополя" Денис Нуштаев сомневается в том, что "АвтоВАЗ" порадует акционеров увеличением дивидендов. "У них большая инвестиционная программа, а минувший год был не очень удачным, так как завод сократил выпуск автомобилей на 0.4% , - говорит аналитик. - Не думаю, что они будут платить более 10% чистой прибыли по "префам". По оценке Нуштаева, чистая прибыль "АвтоВАЗа" по РСБУ в 2003 г. составит 850 - 900 млн руб.

Другие новости

22.01.2004
10:31
М.Касьянов: Уровень инфляции в январе 2004 г. примерно соответствует уровню января 2003 г.
22.01.2004
10:26
Госкомстат РФ: Производство легковых автомобилей в России в 2003 г. выросло на 3.1% до 1 млн шт
22.01.2004
10:23
Американские компании подали иски в международные и российские суды на Московский НПЗ за неисполнение контрактов
22.01.2004
10:20
Объем промпродукции Карелии в 2003 г. увеличился на 0.8% до 38 млрд руб
22.01.2004
10:13
ФКЦБ проверяет "АвтоВАЗ" на предмет нарушения прав акционеров, юристы полагают, что это осложнит "АвтоВАЗу" принятие решения о дивидендах на годовом собрании акционеров
22.01.2004
10:10
Фондовый рынок США в среду вновь продемонстрировал отсутствие единой тенденции
22.01.2004
10:08
В Германии объем розничных продаж сократился в 2003 г. на 1.0% в номинальном и в реальном выражении - предварительные данные
22.01.2004
10:04
Анонс публикаций макроэкономических показателей стран "Большой семерки" на 22 января
22.01.2004
09:57
Госкомстат РФ: Добыча нефти в России, включая газовый конденсат, в 2003 г. выросла на 11% до 421 млн т, газа - на 4.2% до 620 млрд куб. м
Комментарии отключены.