Облачные сервисы, Закон «О персональных данных» и практика его применения в российской действительности

Как известно, в России несколько лет действует Федеральный Закон №152 «О персональных данных».

За время его первой публикации в 2006 году Закон претерпел значительные изменения, а сами данные теперь обязаны храниться на территории Российской Федерации и быть защищены.

На практике это приводит к повышению ответственности бизнеса в отношении обработки данных.

Сегодня MFD в гостях у проектного партнера виртуального хостинга RUVDS компании «МТ ФИНАНС» Цаплина Никиты.

С ним мы поговорим о том как, насколько сложно соблюдать требования Закона «О персональных данных» и дает ли это реальный эффект.

Никита, здравствуйте! Скажите, каким образом данный Закон относится к деятельности вашей компании?

Мы как юридическое лицо, организованное в российском правовом поле, конечно, подпадаем под данное регулирование. Нас Закон касается как в части обработки личных данных клиентов, так и защиты информации, с которой работают клиенты на нашем оборудовании.

Поясните, что значит: «защита информации, с которой работают клиенты»?

Есть несколько объектов защиты.

Первый тип данных - сами данные о клиенте. К примеру, это его имя, дата и место рождения, паспортные данные, для юридических лиц – данные о компании. Клиент при начале работы с сервисом соглашается передать нам эту информацию на обработку, а мы обязуемся работать с ними в соответствии с Законом. Тут, я думаю, все более-менее понятно.

Второй тип данных – информация, которая непосредственно хранится клиентами на VDS/VPS сервере. Это как раз более значимый и важный объект защиты. Примерами таких данных может быть логин-пароль к социальной сети, почте, личная бухгалтерия у физических лиц. А у юридических лиц спектр подобной информации еще шире – это и клиентские базы данных, бухгалтерия, специализированное ПО.

С точки зрения Закона, юридические лица, передавая данные на хранение или обработку, несут полную ответственность за защиту этой информации. Именно поэтому банки, брокеры, крупный бизнес проверяют потенциального партнера по организации хранения и обработки данных. Проверяется все. Могу сказать, что некоторые клиенты приезжали в наш дата-центр с целью убедиться, что физический носитель и каналы связи под надежной охраной, а персонал действительно компетентный.

Каким образом можно реально обеспечить защиту данной информации?

Здесь нужно несколько расширить вопрос. Есть различные источники угроз личной информации, к примеру, использование данных клиентов в личных целях сотрудником компании, уничтожение данных клиента будь это физическое или юридическое лицо, кража данных путем взлома сервера.

Это, наверное, самые известные и понятные угрозы, с которыми каждый оператор связи сталкивается. Сам список, конечно, гораздо шире.

Естественно, есть разные способы и уровни защиты данных.

Если говорить в терминах 152-ого Закона, то этапы защиты информации можно перечислить как: определение угроз, разработка мер безопасности и учет носителей информации, применение мер и оценка их эффективности и мониторинг всей этой системы безопасности.

Наша компания последовательно выполняет все необходимые действия для максимальной защиты данных и первое, с чего начинается работа – это люди.

Каждый сотрудник нашей компании при поступлении на работу знакомится со списком конфиденциальной информации, к которой, в частности, относятся персональные данные клиентов. Он подписывается под своей ответственностью за то, что будет работать с этими данными в рамках Законодательства РФ.

Но ведь подписать можно что угодно, да и какая ответственность у человека, кроме самой зарплаты?

Сама зарплата, для большинства, уже высокая мера ответственности. Однако, вы правы, полагаться только на сознательность в данном вопросе нельзя.

У нас действует четкая система разграничения и контроля прав доступа, разработанная дипломированными специалистами в области защиты информации. Если вкратце, то доступ к данным о клиентах (первый тип, о котором я говорил ранее) получают только те сотрудники, которые имеют соответствующую, подтвержденную сертификатом, квалификацию по работе с конфиденциальной информацией, и строго по регламенту. При этом доступ всегда персонифицированный, с логированием всех действий сотрудника. Поэтому, если специалист что-то модифицировал, скачал, отправил, сохранил данные о клиенте – мы это всегда увидим и сможем однозначно определить, кто это сделал.

Доступ же к данным клиентов (второй тип данных), которые они хранят на сервере, сотрудники могут получить только при наличии заявки от клиента, к примеру, для оказания помощи в настройке, оказания каких-либо дополнительных специфических услуг. При этом сотрудник, который проводит любые работы на сервере клиента, так же сертифицирован для работы с конфиденциальной информацией, а компьютеры, с которых в случае необходимости осуществляется доступ к данным клиента, оборудованы специализированным ПО для предотвращения несанкционированного доступа и сертифицированы Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК).

Такая организация работы, по сути, гарантирует защиту данных клиентов от потенциальных злонамеренных действий сотрудников и ограничивает потенциальную утечку информации областью защищенных и недоступных извне машин. К слову, и наш операторский зал оборудован круглосуточным видеонаблюдением, для предотвращения утечек с помощью подручных средств фотофиксации.

Хорошо. Будем считать, что угрозы от сотрудников, нет, но как быть с угрозой кражи данных с третьей стороны?

Это как раз тот вопрос, над решением которого бьются системные администраторы и сотрудники служб безопасности многих компаний.

На самом деле при работе с виртуальным сервером обеспечить такую безопасность значительно проще и прозрачнее.

Каким образом?

Смотрите, когда вам нужно обеспечить безопасность передачи данных между физическими компьютерами сотрудников, на каждом из которых в отдельности есть конфиденциальная информация, вам необходимо контролировать каждый ПК, деятельность на нем в каждый момент времени. А если у вас все данные на одном виртуальном сервере, то вам нужно контролировать лишь доступ к нему.

Мало того, учитывайте, что сам дата-центр как отдельная бизнес-единица уже проработал защиту данных клиентов, защиту от DDOS-атак.

Отдельно над этими же задачами поработал так же и провайдер хостинг услуг.

К примеру, в нашем дата-центре есть мониторинг как самих серверов, так и анализатор трафика, позволяющий оперативно блокировать DDOS-атаки.

То есть вы уже в коробке получаете серьезный кордон защиты своих данных.

Если вам нужно больше, можно заказать услугу по DDOS-защите. С такой услугой сервер получает IP-адрес из выделенной подсети, где на адрес поступает уже отфильтрованный поток данных. Это очень актуально для популярных сайтов, интернет-банков, игровых ресурсов.

При организации массового доступа к серверу, каждый доступ персонифицирован и логируется, как средствами самого VPS, так и средствами контроля оператора связи, поэтому вы достаточно легко и быстро сможете выявить и пресечь любую нелегальную деятельность с данными.

Именно поэтому очень многие компании переводят командную работу с данными, начиная от общей разработки до хранения многолетней бухгалтерской отчетности и работы интернет банков, на виртуальные сервера. Это и дешевле, и эффективнее.

Вы говорите о банках и брокерах, они среди ваших клиентов. Они обязаны строго соблюдать конфиденциальность персональных данных клиентов, их контролирует и ЦБ и ФСБ. Как они работают с вами?

На самом деле работа с такими клиентами не сложнее и не проще, чем с любыми другими. Стандарты безопасности и уровень сервиса одинаково высоки как для небольшого розничного клиента, так и для крупного юридического.

Почему так? Потому что лицензию могут отозвать за нарушение в отношении любого клиента. Да и как юридическое лицо может доверить свои данные оператору, который не может защитить данные розничного клиента?

Однако стоит сказать, что по запросу крупных клиентов мы можем установить дополнительные средства мониторинга, защиты, которые, по мнению клиента, нужны именно ему. Тут мы всегда идем навстречу.

А какие лицензии нужны для такой деятельности?

Любой оператор связи, который предоставляет свои услуги через свой узел связи (дата-центр), обязан обладать лицензиями Роскомнадзора на соответствующую деятельность. К примеру, наша компания лицензирована для предоставления телематических услуг связи и услуг по передачи данных (без голосовой информации).

Отдельно для работы с конфиденциальной информацией и государственной тайной необходимо получить лицензию ФСТЭК. Лицензию можно получить только при наличии внутренних процедур по защите информации, специального сертифицированного ПО и оборудования для контроля доступа к данным, а так же физическую защиту носителей информации от любого способа кражи или воздействия. Это уже серьезная гарантия при работе с юридическими лицами. RUVDS как раз в процессе получения данной лицензии.

Расскажите, как это выглядит на практике?

На практике защита начинается с нескольких кордонов охраны помещения с видеонаблюдением, персонифицированный доступ в помещение с оборудованием, само оборудование и операторский зал при этом так же находится под круглосуточным видеонаблюдением.

Вся связь проходит через сертифицированные защищенные коммутаторы, а обработка личных данных клиентов и их хранение происходит на выделенной машине под контролем специализированного ПО, гарантирующего защиту от утечек.

Так как само помещение имеет глухие стены толщиной минимум 1 метр, то это гарантирует от прослушки.

Зачастую, подобные условия защиты невозможно создать в офисных помещениях, не говоря уже о технологической составляющей в поддержании постоянной температуры, бесперебойной связи и электропитания и газового пожаротушения.

По сути, это хранилище данных уровня надежного банковского хранилища.

Прослушка, контроль доступа, кордоны охраны... Как в шпионском боевике. Это действительно нужно?

Во всем мире уже давно известно, что информация – своего рода нефть. Она может быть бесполезна, как когда-то ничего не стоила и сама нефть. Но при правильном ее использовании она может стать золотой жилой. В нашей стране это так же осознали и начали заниматься защитой этого ресурса.

Самое простое применение такой информации – базы данных потенциальных клиентов. Это, вероятно, самое безвредное, если можно так сказать.

Спектр же применений самый обширный, вплоть до сбора компрометирующих данных и взломов банковских счетов с помощью полученной информации.

Поэтому защита нужна серьезная и постоянная.

Скажите, а что будет, если сервер вышел из строя? Данные будут потеряны?

Ни в коем случае! Во-первых, сам факт отказа всего сервера крайне маловероятен, почти невозможен. Может выйти из строя планка оперативной памяти, один жесткий диск. Но всегда есть система зеркалирования данных, а для серьезных клиентов, по запросу, как правило, выделяется двойной объем дисков для постоянного бэкапирования. Это актуально как раз банкам, особенно тем, кто развернул интернет-банк на сервере, ведь они должны максимально быстро «поднять» резервную копию ресурса. Такая система это позволяет сделать.

Никита, а может ли клиент увеличить мощность купленного сервера? Или нужно арендовать новый? Как быть, если ресурсов сервера стало недостаточно?

В случае, когда вы сталкиваетесь с подобной проблемой со своим «железом», выхода у вас два – сокращать нагрузку, что, вероятнее всего вас не устроит, - либо наращивать мощность сервера, докупая составные части, если архитектура позволяет, а скорее всего, вам придется купить просто более мощный сервер.

С учетом текущей экономической ситуации задача иногда неподъемная для малого бизнеса и просто невыгодная. Очень сложно оценить эффект отдачи нового оборудования, а деньги за него нужно заплатить сразу.

Если вы используете виртуальный сервер, подобные вопросы решаются мгновенно. Вы просто дозаказываете ресурс и компания выделяет для вас нужные мощности. Происходит это обычно с течение нескольких минут. Если вы так разрослись, что для вас уже не хватает одного сервера и данные нужно перенести на новый более мощный сервер, это займет пару часов. Но в любом случае, по сравнению с покупкой и настройкой своего железа – это молниеносно. А цена будет на порядки ниже. К примеру, аренда сервера, мощностью в хороший ноутбук, стоимостью 50 000 рублей, вам обойдется в 1 500 рублей (это без учета скидок за оплату за год). Сами понимаете, какая экономия. Это не говоря о том, что на машине могут работать сразу много сотрудников, подключаясь к ним со слабого дешевого ПК или даже с планшета. Так же к этому нужно добавит экономию на покупке программного обеспечения. Вы можете арендовать практически любое ПО для деятельности вашей команды у хостинг-провайдера.

Что же, спасибо, что ответили на простом языке на наши вопросы.

Вам спасибо!

На правах рекламы
Комментарии отключены.