Поставки нефти по трубопроводной системе РФ имеют конкурентное преимущество - эксперты

МОСКВА, 29 июн - РИА Новости/Прайм. Поставки нефти по трубопроводной системе России, особенно в условиях ценовых войн и кризисных ситуаций, имеют конкурентное преимущество в цене как на рынке Китая, так и ЕС, говорится в материале Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК), подготовленном для РИА Новости.

"Наши трубопроводы – колоссальное преимущество России, особенно в условиях ценовых войн и кризисных ситуаций, которое перевешивает способность перенаправлять экспортные потоки​​​. Лет 20 назад я бы сказал, что морские коммуникации важнее. В текущих условиях, когда нужно выживать на рынке в условиях низких цен, транспорт по трубе – колоссальное преимущество и хорошо, что у нас есть возможность поставлять нефть на запад и на восток", - считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.

По словам эксперта, Россия способна поставлять нефть по трубе преимущественно дешевле, чем конкуренты. "Посмотрите, как подорожал фрахт танкеров во время кризиса – в 7 раз только за первые две недели. Если бы не было соглашения ОПЕК+, неизвестно, что бы произошло дальше. Возможно, что в какой-то момент все танкеры оказались бы заполнены. Саудовская Аравия могла в этих условиях давать любые скидки на свою нефть, но конечная стоимость этой нефти все равно оказывалась выше российской", - отметил он.

По мнению гендиректора "ИнфоТЭК-Терминал" Рустама Танкаева, главным фактором конкурентной борьбы в настоящий момент является цена фрахта танкеров. Они в значительной степени используются для хранения нефти и нефтепродуктов. "В этой ситуации цена фрахта подскочила в 10 раз. Поэтому приоритетной стала поставка нефти по нефтепроводам. Поскольку лидером в этом секторе является Россия, она получила значительное конкурентное преимущество как на рынке Китая, так и на рынке ЕС", - сказал эксперт.

При этом он отметил, что в ситуации стабильного рынка, когда цена транспортировки трубой и танкером примерно одинакова, на первый план выходит себестоимость добычи нефти, причем в первую очередь речь идет об операционных затратах, поскольку капитальные затраты и расход на обслуживание долга примерно одинаковы для всех. В настоящее время наиболее низкие операционные затраты имеет Россия, также близкие значения у производителей Саудовской Аравии.

"У России есть безусловные преимущества в виде единой трубопроводной системы с уникальным форматом работы - сдал нефть в одной точке и сразу можешь продать соответствующий объём в другой - имеющей выход как на европейский, так и на азиатско-тихоокеанский рынки. При этом есть возможность использовать отдельные колебания на различных базисах за счёт танкерных поставок из четырёх основных экспортных кластеров – черноморского, тихоокеанского, балтийского, арктического. Последний может играть всё более серьёзную роль по мере развития коммерческой навигации на Севморпути", - также сообщил главный стратег "Универ Капитал" Дмитрий Александров.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.