ЮГК может повлиять на переговорные позиции "Газпрома" в ЕС по газу - эксперт

БРЮССЕЛЬ, 2 дек - РИА Новости, Мария Князева. Поставки газа по "Южному газовому коридору" могу повлиять на переговорные позиции "Газпрома" в Юго-Восточной Европе по продлению существующих долгосрочных контрактов, заявила РИА Новости исследователь аналитического центра CEPS Ирина Кустова.

ЮГК позволит поставлять в Европу газ, добываемый на шельфе Каспийского моря​​​. Составными частями ЮГК являются Южно-Кавказский газопровод, TANAP и TAP. Проект TANAP предусматривает транспортировку газа с азербайджанского месторождения "Шах Дениз" через Грузию в Турцию, а после сооружения ТАР в 2020 году - и в страны Южной Европы. Первоначальная пропускная способность TANAP составляет 16 миллиардов кубометров газа в год. Около 6 миллиардов кубометров будет поставляться в Турцию, остальное – в Европу. Церемония открытия окончательной фазы TANAP состоялась 30 ноября.

"Общая идея Южного газового коридора заключалась в создании альтернативного российским источника поставок, особенно в Юго-Восточную Европу, где не хватало конкуренции и альтернатив российским поставкам", - сказала Кустова.

"Завершение создания газовых интерконнекторов в этом регионе, а также строительство терминалов СПГ обеспечит относительную гибкость и ликвидность региональных рынков, что может в определенной степени повлиять на новые долгосрочные контракты с "Газпромом". При этом диверсификация может одновременно уменьшить политизацию доминирования "Газпрома" в долгосрочных поставках в регионе, притом что "Газпром" останется одним из основных поставщиков", - сказала она.

НЕБОЛЬШИЕ ОБЪЁМЫ

Однако общие прогнозируемые объемы поставок по ЮГК в настоящее время незначительны - около 10 миллиардов кубометров газа в год для Греции, Болгарии и Италии. "Это небольшие объемы по сравнению с более чем 170 миллиардами кубометров экспорта "Газпрома" в Европу в последние годы", - пояснила она.

"Остается неясным, есть ли существенные возможности для расширения мощностей ЮГК. Надежды на подключение туркменского газа к трубопроводу также могут оказаться неосуществимыми как из-за растущих сделок Туркменистана с Китаем, так и из-за планов по декарбонизации ЕС", - констатировала эксперт. Отказ ЕИБ с 2021 года финансировать новые проекты в области ископаемых видов топлива также окажет влияние на перспективы расширения ЮГК, считает она.

"ЮГК все же сможет повлиять на переговорные позиции "Газпрома" и соответствующих импортеров в регионе по продлению существующих долгосрочных контрактов. Однако по ЕС объемы поставок (через ЮГК - ред.) не окажут существенного влияния на цены на газ", - сказала она.

Говоря о том, может ли запуск ЮГК и "Северного потока-2" отразиться на объемах российского газа, поставляемого в Европу через Украину, если этот транзит сохранится после 2019 года, эксперт отметила, что в вопросе ЮГК речь идёт об азербайджанском газе. "Это не повлияет на текущие объемы российского газа, которые будут поставляться в рамках долгосрочных контрактов. Скорее, российский проект "Турецкий поток" может … отвлечь объемы от транзита через Украину", - сказала она.

ЗЕЛЁНАЯ ЭНЕРГИЯ

"В долгосрочной перспективе вполне возможно, что стратегия ЕС по декарбонизации, объявленной в рамках European Green Deal, существенно перестроит газовые рынки по всей Европе и, таким образом, повлияет на внешних поставщиков газа, включая тех, кто собирается поставлять газ через ТANAP", - сказала она.

Говоря о том, какие виды газа составят основную конкуренцию российскому природному газу в ближайшем десятилетии в ЕС, она сказала: "Рынки газа характеризуются отчетливой тенденцией к развитию СПГ и декарбонизации. С этими рыночными тенденциями доли биометана и СПГ будут расти". Однако РФ также будет иметь возможность увеличить экспорт СПГ в Европу, в том числе, с терминалов "Новатэка".

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Комментарии отключены.