ОБЗОР: Банк России обозначил этапы реформы лизингового рынка

МОСКВА, 19 апр - РИА Новости/Прайм. План действий по комплексной реформе лизингового рынка, разработанный Банком России и Минфином, содержит пять этапов, которые включают написание закона о лизинге, создание в ГК отдельной главы для этой отрасли, разработку стандарта бухгалтерского учета, корректировку Налогового кодекса и создание на этом рынке саморегулирования. Последний этап реформы планируется реализовать до конца 2018 года, но полный переход рынка на "новые рельсы" завершится лишь в 2019 году, сообщил журналистам советник первого зампреда ЦБ Сергей Моисеев.

Первый этап реформы отрасли заключается в разработке проекта федерального закона, который вводит регулирование на рынке лизинга. Сейчас идет консультативный период, когда с помощью рынка в проект закона вносятся корректировки. По словам Моисеева, ЦБ и Минфин получили порядка трех десятков отзывов от компаний на законопроект. Публичный период консультаций завершается на этой неделе.

"Компании больше всего волнуют полномочия Банка России, то есть, какие требования со стороны регулятора будут предъявляться. Понятно, что для них это совершенно новый этап жизни, для них это непривычно. ЦБ – это большое семейство различных рынков. Для нас это не первый "сын", поэтому для нас это вполне стандартная процедура", - пояснил Моисеев.

Рынок, по его словам, волнуют технические вопросы, а также принцип распределения функций между саморегулируемыми организациями (СРО) и ЦБ.

СЛЕДУЮЩИЕ ЭТАПЫ

Второй этап плана реформы рынка предполагает, что Минфин подготовит новый стандарт учета в лизинге, который позволит компаниям отчитываться по МСФО. Крайний срок реализации этого этапа - третий квартал 2017 года.

Следующая фаза – изменение Гражданского кодекса. Ее планируется реализовать до конца 2017 года. Реформа предполагает также внедрение саморегулирования на лизинговом рынке. Подготовка и создание СРО должны завершиться в четвертом квартале 2017 года.

Последний этап, который должен быть реализован не позднее, чем через 10 месяцев после того как Минфин примет федеральный стандарт учета, заключается в корректировке налогового учета.

"В целом мы предполагаем, что реформа будет продолжаться, возможно, с 2017 по 2019 год. Это тот срок, который выглядит реалистичным", - заключил Моисеев.

ОБЪЕМ РЫНКА

Официальной статистики по рынку лизинга сейчас не существует, так как на этом рынке не было регулятора. Моисеев уточнил, что ЦБ обратился к данным Федеральной налоговой службы, где из реестра юрлиц выяснил, что формально на рынке действует порядка 3 тысяч организаций.

Однако, по экспертной оценке ЦБ, из всей массы созданных организаций, занимающихся лизингом, в действительности работают на профессиональной и регулярной основе лишь около 250 компаний. Также ЦБ ориентируется на данные рейтингового агентства "Эксперт РА", которое оценивает объем лизингового рынка в 3,3 триллиона рублей и больше (текущий портфель).

ЦБ делит лизинговые компании на небольшие и крупные. Первые, как правило, созданы несколькими гражданами, которые являются одновременно их руководителями. Клиентская база у таких компаний нестабильная, у них маленький капитал и отсутствуют устойчивые источники фондирования.

Крупные компании имеют другие проблемы: во-первых, они иногда допускают ошибки в стратегии (например, выход на перегретые рынки), совершают сделки с крупными клиентами, поведение которых может предопределить судьбу компании (случай с банкротством "Трансаэро"), а также часто имеют слабое управление в части контроля рисков, корпоративного управления.

РАЗРАБОТКА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

Реформа нацелена на то, чтобы решить эти проблемы, сделать рынок более прозрачным, помочь лизинговым компаниям привлекать более дешевое фондирование, а также снизить стоимость лизинга в стране.

Опубликованный в конце марта документ предполагает, что лизингом смогут заниматься не только лизинговые компании, но и банки, микрофинансовые организации, иностранные юридические лица.

Лизинговая компания будет не вправе привлекать денежные средства физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, на основании договоров займа на сумму менее 1,5 миллиона рублей. При этом физлица смогут покупать облигации лизинговой компании, прошедшие государственную регистрацию.

Минимальный размер собственных средств (капитала) устанавливается для лизинговой компании, балансовая стоимость активов которой составляет 500 миллионов рублей и более, – в сумме 70 миллионов рублей; для лизинговой компании, балансовая стоимость активов которой составляет менее 500 миллионов рублей, – в сумме 20 миллионов рублей.

При этом компании с активами более 500 миллионов рублей смогут доводить капитал до нужного уровня постепенно: с 2018 года их капитал должен составлять не менее 30 миллионов рублей, с 2019 года - не менее 50 миллионов рублей. Небольшие компании должны иметь капитал в размере не менее 10 миллионов рублей с 2018 года и не менее 15 миллионов рублей с 2019 года.

Документ предполагает создание саморегулирования на рынке лизинга, обязанность компаний отчитываться по международным стандартам финансовой отчетности, а также содержит ряд других положений.

 

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Комментарии отключены.