Агентство Standard&Poor's повысило кредитный рейтинг республики Татарстан с "SD" (выборочный дефолт) до "ССС+", прогноз рейтинга "Позитивный" (расширенное сообщение)

Сегодня рейтинговое агентство Standard&Poor's повысило присвоенный республике Татарстан долгосрочный кредитный рейтинг эмитента в иностранной валюте с "SD" (Эс-Ди) (выборочный дефолт) до "ССС+" (Си-Си-Си-плюс). Прогноз рейтинга "Позитивный".

Согласно сообщению S&P, данное рейтинговое решение принято вслед за осуществленной Татарстаном реструктуризацией и погашением всех долговых обязательств, по которым был допущен дефолт. Республика Татарстан - крупный индустриальный регион Российской Федерации ("В/Позитивный/В"), расположенный в 800 км к востоку от Москвы, - находилась в состоянии дефолта по займу на сумму 100 млн долларов, который должен был быть погашен 23 октября 1998 года. Кроме того, республика объявила дефолт по внутренним облигациям на сумму около 700 млн руб. (23.78 млн долларов) в декабре 1998 года. За Татарстаном также числились непогашенные долги в размере порядка 1.24 млрд руб., полученных в виде заимствований через нефтяную компанию ОАО "Татнефть" ("В-/Стабильный"), которая на 33% принадлежит правительству республики.

В июле 2000 года после длительных переговоров республика достигла договоренности о реструктуризации валютного займа на 5 лет. Однако, благодаря полученным в 2000 году дополнительным доходам и принятому политическому решению о сокращении долга, 24 октября 2000 года руководство Татарстана погасило все обязательства по облигациям в полном объеме. Аналогичным образом, после достижения договоренности о реструктуризации внутренних облигаций, республика до конца 2000 года произвела все причитающиеся платежи по облигациям. И, наконец, в 2001 году республика рассчиталась по всем долговым обязательствам перед ОАО "Татнефть".

После погашения всех находившихся в дефолте обязательств, все долговые обязательства республики деноминированы в рублях. Уровень прямой задолженности к концу 2000 года составлял всего лишь 7% от текущих доходов, а в первой половине 2001 года снизился до 5%. Для сравнения, в 1999 году этот показатель превышал 90%, при этом почти 50% всех долгов были валютными. В бюджете на 2001 года установлен лимит по заимствованиям в размере 33% от предусмотренных текущих доходов. Тем не менее, республика не намерена осуществлять в текущем году каких-либо существенных заимствований, поэтому уровень долговой нагрузки должен остаться достаточно стабильным, считает Standard&Poor's. Хотя республика Татарстан заявила о готовности и способности обслуживать свои долги и в настоящее время имеет низкую долговую нагрузку, с момента дефолтов прошло недостаточно времени для установления стабильной кредитной истории.

Как отмечает агентство, улучшение ситуации с долгами республики Татарстан стало возможным, главным образом, благодаря укреплению экономики республики и связанному с этим улучшению финансовых показателей. Татарстан относится к десяти наиболее развитым в промышленном отношении регионам Российской Федерации. На долю республики Татарстан приходится более 4% объема промышленного производства Российской Федерации, при этом население составляет менее 3% общероссийского. Совокупная доля нефтяной промышленности, представленной четвертой по размеру российской нефтяной компанией "Татнефть", составляет 40% в общем объеме промышленного производства Татарстана. Это создает определенные риски, связанные с неустойчивостью цен на нефть, поскольку "Татнефть" дает около 30% налоговых поступлений в республиканский бюджет.

В последние два года наблюдалось укрепление экономики Республики Татарстан. В контексте сохраняющихся высоких цен на нефть и общего оживления промышленности рост объема промышленного производства составил примерно 10% как в 1999, так и в 2000 году. Рост валового регионального продукта (ВРП) в 2000 году составил, в общей сложности, 8% и ожидается на уровне 5% в 2001 году.

Рост ВРП способствовал увеличению налоговых поступлений. Показатели бюджета 2000 года были превышены более чем в два раза. По итогам года баланс текущих доходов и расходов составил 17%, а профицит после вычета капитальных затрат - 4.2%. В то же время, свыше 30% доходов в 2000 году были в неденежной форме, что намного выше показателей по всем остальным регионам России, имеющим рейтинг Standard&Poor's. Доходы за первую половину 2001 года были также высокими и почти превзошли установленный бюджетом уровень на весь год. В первой половине 2001 года все доходы были получены в денежной форме.

После распада СССР Республика Татарстан пользовалась значительной степенью автономии. В соответствии с политикой централизации, проводимой нынешней администрацией президента В.Путина, все регионы обязаны привести свое законодательство и конституцию в соответствии с федеральными законами. В Татарстане этот процесс не завершен. Хотя некое взаимоприемлемое решение, по всей вероятности, будет найдено, подобная политическая неопределенность остается фактором риска, подчеркивает Standard&Poor's. Вопрос еще больше осложняется недавно внесенными федеральным правительством изменениями административно-правового, налогового и бюджетного характера, затрагивающими все российские регионы.

Помимо всего прочего, руководство Татарстана несет высокие потенциальные и забалансовые обязательства ввиду своей значительной вовлеченности в местную экономику. Республике принадлежат пакеты акций в большинстве крупных компаний. Это может привести к тому, что правительство республики будет вынуждено оказывать поддержку компаниям, переживающим финансовые затруднения или дефолт. Однако, снижение доли участия маловероятно, так как правительство предпочитает сохранять свое влияние в экономике республики.

"Позитивный" прогноз отражает такие факторы, как укрепление экономики и соответствующий рост доходов, а также низкое долговое бремя. Эти факторы должны способствовать повышению ликвидности и увеличению необходимых капиталовложений в инфраструктуру. Последовательное повышение финансовой прозрачности и улучшение результатов финансовой деятельности, а также урегулирование вопросов, вызывающих политическую неопределенность - таковы необходимые условия дальнейшего повышения рейтинга республики, считает агентство Standard&Poor's.

Другие новости

17.10.2001
10:54
"Татнефть" продала 8.41% акций НК "НОРСИ-Ойл" ОАО "Сибнефть"
16.10.2001
13:50
Сумма взносов в Национальный пенсионный фонд Татарии выросла в 3-м квартале на 57.8% до 50.5 млн руб
11.10.2001
14:51
РТС начинает с 11 октября предоставлять своим участникам возможность выставлять индикативные предложения по прямому и обратному обмену АDR на базовые акции
10.10.2001
17:37
Нижнекамский НПЗ намерен в IV квартале завершить строительно-монтажные работы на объектах базового комплекса
09.10.2001
19:01
Агентство Standard&Poor's повысило кредитный рейтинг республики Татарстан с "SD" (выборочный дефолт) до "ССС+", прогноз рейтинга "Позитивный" (расширенное сообщение)
09.10.2001
10:35
Банк ЗЕНИТ и Национальный негосударственный пенсионный фонд заключили соглашение о выплате пенсий с использованием карт Cirrus/Maestro Банка ЗЕНИТ
08.10.2001
19:05
Чистая прибыль ОАО "Татнефть" в 2001 году составит 15 млрд. рублей
04.10.2001
17:54
S&P присвоило прогноз "Позитивный" ОАО "ЛУКойл", подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг "В" ОАО "МТС" и ОАО "ЛУКойл", а также долгосрочный кредитный рейтинг "B-" ОАО "Татнефть" (расширенное сообщение)
04.10.2001
17:42
S&P присвоило прогноз "Позитивный" ОАО "ЛУКойл", подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг "В" ОАО "МТС" и ОАО "ЛУКойл", а также долгосрочный кредитный рейтинг "B-" ОАО "Татнефть"