Суд да дело - "Совкомфлот" проиграл суд в Лондоне экс-партнеру "Новошипа" Юрию Никитину

Москва, 14 ноября. /МФД-ИнфоЦентр, MFD.RU/

Верховный суд Великобритании поставил точку в судебном споре, который длился почти десять лет. Как стало известно Forbes, Верховный суд Великобритании 11 ноября освободил предпринимателя Юрия Никитина, бывшего партнера "Новошипа" (входит в группу "Совкомфлот"), от выплаты компании Novoship (UK) Limited компенсации в размере 154 млн долл. Об этом изданию сообщили адвокат Никитина Майк Лакс и советник гендиректора "Совкомфлота" Владимир Медников.

"Совкомфлот" судился с Юрием Никитиным и со своим экс-директором Дмитрием Скаргой с 2005 года. Компания пыталась взыскать ущерб от сделок, заключенных ее бывшими топ-менеджерами с компаниями Никитина между 2001 и 2004 годом. Речь идет о договорах на аренду судов, опционах по купле-продаже танкеров на "некоммерческих условиях или по явно заниженным ценам" и т. д.

Дмитрий Скарга возглавлял пароходство в 2000-2004 годах, на этом посту его сменил бывший министр транспорта Сергей Франк. В интервью телеканалу "Дождь" в августе 2014 года Скарга говорил, что поддержку "Совкомфлоту" в борьбе с ним оказывал "сам Владимир Владимирович Путин". С Путиным, по его словам, он познакомился, когда тот работал в должности заместителя мэра Санкт-Петербурга. О причинах жесткой позиции, которую занял Путин в отношении него еще в 2006 году Скарга не знает.

В процессе разбирательства сумма претензий "Совкомфлота" выросла до 800 млн долл. В декабре 2010 года Высокий суд Англии постановил, что единственным ответчиком, обязанным возместить ущерб, является Никитин (претензии "Совкомфлота" к Скарге суд счел несостоятельными и обязал пароходство возместить судебные издержки на 9.5 млн фунтов). Сумму ущерба самого "Совкомфлота" с учетом судебных издержек суд оценил в 65 млн долл.

После этого "Новошип" подал еще один иск о взыскании ущерба с Никитина, своего бывшего представителя в Лондоне Владимира Михайлюка и венесуэльского бизнесмена Уилмера Руперти. В 2012 году коммерческий суд Лондона постановил, что они должны заплатить пароходству 170 млн долл., из которых 154 млн долл. – сам Никитин. Никитин поддал апелляцию на это постановление. 4 июля 2014 года апелляционный суд Лондона удовлетворил жалобу предпринимателя. Верховный суд Великобритании подтвердил это решение. По словам Лакса, это решение окончательное. На время судебных разбирательств были заморожены 90 млн долл., принадлежащие Никитину. Как пояснил адвокат бизнесмена, сейчас против "Новошипа" подано два иска – о компенсации судебных издержек и компенсации ущерба от невозможности использовать 90 млн долл.

"Мы разочарованы тем, что Верховный суд Великобритании отказал нам в возможности апелляции", – передал Forbes Медников через представителя. По его словам, апелляционный суд установил незаконность совершенных сделок, а также факт получения взяток Никитиным и его компаниями, однако дал возможность Никитину сохранить всю полученную от этих сделок прибыль. "На наш взгляд, от английских судов прозвучал тревожный сигнал о том, что "совершать преступление может быть выгодным делом", и мы считаем, что это в корне неверно", – считает Медников.

"Как группа компаний, мы считаем своим долгом и обязанностью расследовать все без исключения случаи коррупции и неправомерного поведения, с которыми мы сталкиваемся. В данном деле ни у нас, ни у английских судов не возникло сомнений в том, что действия Никитина были незаконными. К сожалению, Верховный суд Великобритании отказал нам в праве на апелляцию, тем самым не позволив довести дело до логического конца и изъять все полученное по коррупционной сделке у лица, замешанного в коррупции. Это решение, безусловно, разочарует тех людей, кто разделяет принципы ответственного и прозрачного бизнеса", – заключил он.

В ходе процесса "Совкомфлота" против Никитина и Скарги выяснилось, что у Никитина был совместный бизнес с российским миллиардером Геннадием Тимченко (№6 в российском Forbes, состояние — 15.3 млрд долл.) и его партнерами по "Кинэксу". В решении судьи Эндрю Смита от декабря 2010 года говорится, что один из владельцев "Кинэкса" – Евгений Малов – в 1992 году предложил Никитину развивать совместный с "Кинэксом" шипинговый бизнес. Так была создана компания "Кириши-шиппинг", в дальнейшем перерегистрированная на Британских Виргинских островах в Premium Nafta Products (PNP). Кроме того, Никитин стал партнером "Кинэкса" в железнодорожном бизнесе, а затем и совладельцем Gunvor Nafta.

В ходе раздела бизнеса с партнерами по "Кинэксу" Тимченко хотел выкупить пакет Никитина в железнодорожном бизнесе, но тот продал его Малову и еще одному совладельцу "Кинэкса" Андрею Каткову, а сам выкупил у них контрольный пакет в PNP; Тимченко хотел реванша, следует из показаний Никитина суду. Именно с этим бизнесмен связал процесс "Совкомфлота" против себя. Сам Тимченко в интервью Forbes в 2012 году назвал Никитина "очень непорядочным человеком".

В сентябре 2012 года в Москве был приговорен к 4.5 годам лишения свободы бывший руководитель британской "дочки" "Совкомфлота" Юрий Привалов, который обвинялся вместе с Дмитрием Скаргой и Юрием Никитиным в хищении средств пароходства. По ходатайству следственных органов России в 2006 году Привалов был задержан в Швейцарии и в 2008 году экстрадирован в Россию.

Комментарии отключены.