ОБЗОР - Покупка ВЭБом облигаций "Мечела" решит проблему долга лишь на время

МОСКВА, 20 июн - РИА Новости, Ирина Доржиева. Покупка госкорпорацией Внешэкономбанк (ВЭБ) конвертируемых облигаций "Мечела" и дальнейшее погашение банковских кредитов металлургической компании называется экспертами наиболее вероятным и компромиссным решением для всех участников процесса, полагают опрошенные РИА Новости аналитики. Однако это лишь отсрочит решение проблем на год.

Предполагается, что три основных банка-кредитора "Мечела" (Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк) предоставят финансовые ресурсы ВЭБу, а он на них выкупит облигации "Мечела", которые впоследствии могут быть конвертированы в акции, что позволит компании погасить долги перед банками. Одна из схем спасения компании, обсуждаемая правительством - выкуп ВЭБом допэмиссии акций металлургической компании.

Министр экономического развития Алексей Улюкаев сообщал, что речь идет о поддержке в объеме 180 миллиардов рублей, а также выделение бридж-кредита. Первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил в пятницу, что ситуация с «Мечелом» может быть рассмотрена на заседании наблюдательного совета ВЭБа.

ОБЛИГАЦИИ - ТАБЛЕТКА НА ГОД

"Самый компромиссный и вероятный вариант - это выпуск облигаций. Это устроит всех", - считает аналитик Брокеркредитсервиса Олег Петропавловский. По его мнению, идеальным вариантом для компании была бы допэмиссия акций с последующим ее выкупом, что сократило бы долг компании. Но это не выгодно основному владельцу Игорю Зюзину, который в итоге потеряет контроль над "Мечелом".

Это также не лучший вариант для ВЭБа, на балансе которого появится непрофильный актив. "К тому же, при гипотетическом банкротстве "Мечела" держатель облигаций будет стоять выше в очереди кредиторов, а если у него будут акции - он не получит ничего", - добавляет Михаил Смирнов из "Метрополя".

"Облигации - это шанс для Зюзина сохранить свое детище в собственности. Если цены на уголь вырастут с текущих минимальных уровней, то он сможет вернуть компанию, погасив облигации", - рассуждает Петропавловский. По его словам, чтобы "Мечел" смог обслуживать кредиты нужно, чтобы уголь вырос в цене на 30-40% с текущих уровней (110 долларов за тонну).

"У Зюзина другого выбора особо нет. "Мечел" – это компания, которой он всю жизнь посвятил. Морально ему будет тяжело. С другой стороны, он несколько лет балансирует на грани банкротства. И сейчас он может сохранить в новом, обновленном «Мечеле» 8-10% акций. Это не совсем плохо. Это гораздо больше, чем банкротство", - считает аналитик "Велес Капитала" Айрат Халиков.

"Сейчас его доля в "Мечеле" стоит примерно 400-450 миллионов долларов. Эти деньги Зюзин не сможет получить, продав актив. А после привлечения денег в компанию, ее оздоровления капитализация "Мечела" может вырасти до 6-8 миллиардов долларов, тогда у Зюзина будет пакет, который он сможет обменять на деньги. Это кардинально иная ситуация", - считает Халиков.

Смирнов отмечает, что многое зависит от условий предоставления облигационного займа. "Если будет рыночная ставка в 6-7% годовых, то смысла никакого нет - операция поможет лишь госбанкам", - отмечает Смирнов. Аналитики склоняются к тому, что ставка будет нерыночная, которая позволит на 100-150 миллионов долларов снизить процентные расходы "Мечела".

Тем не менее, выпуск облигаций - это всего лишь отсрочка проблем на год, считают аналитики. "До периода первых купонных выплат. Но год – это лучше, чем ничего", - уверен Петропавловский.

Продажа непрофильных активов и доли в "Эльгаугле" при нынешних ценах на продукцию маловероятна. Кроме того, по мнению экспертов, пока в собственности "Эльгаугля" будет находиться железная дорога Улак—Эльга, это будет осложнять переговоры с профильными инвесторами из Азии о продаже пакета.

УХОД ЗЮЗИНА

По мнению аналитиков, смена менеджмента не изменит положение компании. "Смысла убирать Зюзина нет. От прихода нового менеджмента цены на уголь не вырастут. Говорить, что менеджмент может снизить затраты - это пустое. Напомню, что у "Мечела" самые низкие затраты на добычу угля в РФ. Лучше некуда", - считает Петропавловский.

Шувалов сказал, что правительство не обсуждает сейчас отстранение Зюзина от руководства компанией, добавив, что вырабатывается "модель существования компании". При этом глава ВТБ Андрей Костин заявил, что "Мечел" - "компания серьезная и перспективная", но из-за "амбиций, кредитов" поставлена в ситуацию, когда обязательства превышают ее возможности. Он не исключил, что контрольный пакет акций может перейти к другим владельцам, в частности, государству.

По данным международного агентства AME Group, имеющимся в распоряжении РИА Новости, Эльгинский угольный комплекс, принадлежащий "Мечелу", по уровню затрат на производство занимает 7-ое место (66,34 доллара) в мире. В свою очередь, "Якутуголь" (70,3 доллара на тонну) и "Южный Кузбасс" (77,12 долларов), который также входят в холдинг Зюзина, на 10 и 15 месте в этом рейтинге. Четвертая по себестоимости среди российских предприятий и 28-ая среди мировых - принадлежащая Evraz шахта "Распадская" (98,24 доллара).

Газета Financial Times в четверг процитировала генерального директора австралийско-британской Rio Tinto, одного из крупнейших в мире производителей железной руды, Гарри Кэньон-Слэни, который назвал нынешний угольный кризис "самыми трудными временами за 25 лет работы в компании". По его мнению, кризис может длиться еще несколько лет.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Комментарии отключены.