ОБЗОР - Смена вектора в транспортных госактивах РФ

МОСКВА, 5 июл - Прайм. Государство медленно, но верно сокращает свое присутствие в аэропортах московского авиатранспортного узла, отдавая его на откуп частным инвесторам; в свою очередь госкорпорация "Ростех" намерена усилить присутствие в авиаактивах; а госмонополия РЖД разработала механизм получения обещанных президентом денег на инфраструктуру.

МАУ ДЛЯ ЧАСТНИКОВ

Президент РФ Владимир Путин в среду провел совещание по развитию московского авиаузла, на котором был принят ряд стратегических решений, в частности, о консолидации государственного и частного имущества в "Домодедово", "Внуково" и "Шереметьево" в формате трех АО.

Пассажиропоток в МАУ в среднем растет на 12% в год и в 2012 году достиг 64 миллиона пассажиров, к 2030 году ожидается увеличение почти втрое - до 179 миллионов человек в год, однако существующие ограничения по пропускной способности не позволят этого достичь. В московский авиаузел входит три аэропорта – «Домодедово», «Шереметьево» и «Внуково». Об объединении двух последних Путин заявил еще в 2011 году, однако реализовать эти планы, скорее всего, так и не удастся. Государство решило пойти по другому пути: при явном дефиците госсредств в аэропорты привлекут больше частных инвестиций, фактически отдав аэропорты на откуп частным инвесторам.

По итогам совещания министр транспорта Максим Соколов сообщил, что в краткосрочной перспективе власти отказались от идеи объединения аэропортов «Внуково» и «Шереметьево» в формате единого общества. Однако госимущество в виде земельных участков, взлетно-посадочных полос и рулежных дорожек будет консолидировано с тем, чтобы передать их в управление Росимуществу, а затем в концессию. Приоритетными концессионерами станут операторы аэропортов. Для контроля за этим имуществом создадут единую госкомпанию, однако ее функции пока окончательно не определены.

Не объединяя аэропорты, государство объединяет бизнесы внутри каждого из них - для каждого аэропорта планируется создать отдельное АО. Государству принадлежит 83,4% акций "Шереметьево», 74,7% и 25% плюс одна акция в двух компаниях "Внуково", владеющих старым и новым терминалом, остальные акции у частных владельцев, также как и другие объекты на территории аэропортов – ТЗК, терминалы бизнес-авиации, такси, компании, поставляющие бортпитание, и прочее. В «Домодедово» достоверная структура собственности неизвестна, однако государство не является акционером ни в одной из компаний. Таким образом, государство осознанно идет на уменьшение своей доли, и уже очевидно, что, к примеру, в том же «Внуково» государство потеряет контроль.

Итоги совещания при этом не принесли ответа на главный вопрос: как государство и частные инвесторы будут решать проблему с дефицитом пропускных мощностей МАУ. Нанятый консультант предложил на рассмотрение семь альтернативных вариантов, в том числе создание «малых аэропортов», однако решения приняты не были, и когда правительство вновь рассмотрит этот вопрос, не определено.

«РОСТЕХ» РАЗДЕЛИТ С DAIMLER «КАМАЗ» И РАССЧИТЫВАЕТ НА «АЭРОФЛОТ»

Госкорпорация «Ростех» практически завершила передачу российских автопроизводителей под крыло иностранных компаний и хочет плотнее заняться авиацией: как сообщил глава «Ростеха» Сергей Чемезов, автоконцерн Daimler, контролирующий 15% КАМАЗа, до конца года увеличит свою долю до 42-45%. Daimler был бы не против получить контроль над КАМАЗом, но «Ростех» не собирается снижать свою долю в 49,9%. Выходит, что «Ростех» договорился с иностранцем о продаже ему чужих акций – бумаги КАМАЗа есть у Sberbank CIB (24,53%), KAMAZ International Management (4,25%), Decodelement Services Limited (2,73%).

Вместе с тем Чемезов разработал свой план приватизации «Аэрофлота», в котором «Ростех» получит блок-пакет авиакомпании с учетом того, что сейчас госкомпания владеет всего 3,55%. Росимущество владеет 51% акций «Аэрофлота» и, согласно плану приватизации, до 2016 года расстанется с большей частью акций, сохранив 25% плюс одна акция. Чемезов предлагает передать этот оставшийся пакет в управление госкомпании. Взамен «Ростех» отдаст для приватизации свои акции авиакомпании и предлагает приватизировать и квазиказначейские акции «Аэрофлота».

КАК ПОЛУЧИТЬ МИЛЛИАРДЫ НА БАМ И ТРАНССИБ

На Питерском форуме Путин заявил, что государство на возвратной основе вложит из ФНБ 450 миллиардов рублей в окупаемые инфраструктурные проекты, в том числе в Транссиб. Глава РЖД Владимир Якунин попросил направить эти средства и на Транссиб, и на БАМ. РЖД уже через пару недель придумали схему, как сделать окупаемыми заведомо неокупаемые средства.

Как сообщил "Прайму" источник в компании, РЖД предлагают обслуживать средства ФНБ за счет дивидендов и поступлений налогов во все уровни бюджетов РФ и вернуть их фонду после возможной приватизации. А поскольку срок окупаемости проектов сверхдлинный, РЖД считают целесообразным внести средства в уставный капитал компании.

По словам этого источника, максимальный приемлемый срок заимствований для компании с учетом инфраструктурных облигаций составляет до 30 лет, а срок окупаемости данных проектов составляет 50 лет. Притом порядок использования средств ФНБ - это возвратные деньги, и если проект не окупается за 30 лет, то более целесообразно покупать акции РЖД через допэмиссию. Приватизация 25% минус одна акция РЖД планируется в 2014-2016 годах. Реакция профильных министерств и ведомств пока неизвестна.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Комментарии отключены.