ОБЗОР: Ритейлеры настраиваются на новые правила игры

МОСКВА, 5 фев - РИА Новости. Крупнейшие российские ритейлеры на площадках двух форумов в Москве в четверг обсуждали изменение правил работы и взаимоотношений с поставщиками в условиях действия закона о торговле, который вступил в силу 1 февраля: они заявили о том, что намерены "скрупулезно" соблюдать нормы этого документа, держать низкими цены и не останавливать своего развития. При этом по-прежнему считают, что закон больше всего ударит по поставщикам.

"ПЫЛЬ ОСЕЛА..."

На форуме "Россия 2010" ритейлеры вспомнили про длительный процесс обсуждения закона, который генеральный директор второй крупнейшей российской торговой сети "Магнит" Сергей Галицкий иронично сравнил с сериалом "Санта-Барбара".

"В начале обсуждений мы думали, что наши аргументы убийственно убедительны... Но как оказалось, все наши аргументы не были услышаны. Мы убили невероятное количество времени на обсуждение, которое, по сути, ни к чему не привело...", - заявил он, добавив, что поэтому, по его мнению, кажутся "туманными перспективы дальнейшего диалога с властью".

"Крупному бизнесу закон невыгоден. Нет! Он вообще никому не выгоден", - заявил он, добавив к тому же, что многие инициативы госрегулирования торговли являются "издевательством" над ритейлом. Например, он отметил, что невозможно заниматься современным, эффективным ритейлом малому бизнесу, за исключением нишевых проектов. Он пояснил, что строительство гипермаркетов, распределительных центров и развитие логистической системы очень дорого стоят (к примеру, инвестпрограмма "Магнита" в 2010 году составляет один миллиард долларов).

Главный исполнительный директор крупнейшего российского ритейлера Х5 Riteil Group Лев Хасис подчеркнул, что запретил сотрудникам компании отрицательно отзываться о законе. "Я не хочу, чтобы закон стал оправданием для того, чтобы не достигать поставленных целей. Закон - это уже данность, надо продолжать работать уже в его условиях. Мы ищем пути, как, несмотря на действие закона, не остановить своего развития", - пояснил он.

"Мы с "Магнитом" находимся в худшем положении, чем компании среднего и малого бизнеса, потому что у закрытых компаний больше способов обходить закон", - продолжил Хасис. "Мы будем скрупулезно соблюдать закон", - добавил он позже, выступая на форуме Food Business Russia-2010.

"Пыль осела, и все начали оглядываться, что же в итоге получилось", - заметил Хасис, напомнив, что у торговых компаний для переподписания договоров есть полгода переходного периода.

Глава Х5 сообщил, что его компания начала вести переговоры со своими поставщиками по перезаключению договоров поставок. "Мы пересчитываем все условия, существовавшие ранее, в чистую цену. Если поставщик хочет заключить договор по маркетинговым услугам, то это - отдельно, в соседнюю дверь", - сказал он, добавив, что также будут жестко придерживаться только десятипроцентного ограничения по "объемной скидке".

По его мнению, из-за действия закона о торговле в первую очередь произойдет не перераспределение прибыли между сетями и поставщиками, а перераспределение сил между поставщиками. "Закон есть закон, рынок есть рынок. Считаю, чуда не произойдет - прибыльность производителей не увеличится: потребители из-за закона о торговле больше есть не станут, а повышать розничные цены мы не позволим", - заявил он, добавив, что существенно будет сокращаться доля ряда крупных поставщиков.

"В целом мы улучшим ассортимент, и тот, который останется - будет продаваться в большем объеме с меньшими издержками", - заметил Хасис. По его словам, компания еженедельно проводит тендеры по отбору поставщиков. "Но, например, вчера, в тендере участвовало 48 поставщиков и 16 из них сразу же были дисквалифицированы потому, что их товары несмотря на наличие документов, не соответствовали и минимальному уровню качества... Поэтому, единственное подразделение которые мы сейчас укрепляем - это подразделение контроля за качеством", - продолжил глава Х5.

Основатель и член совета директоров группы компаний "Виктория" Николай Власенко отметил, что способствовать снижению цен будет, прежде всего, развитие здоровой конкуренции на рынке, а не буква закона.

Генеральный директор сети "О'Кей" Патрик Лонге, выступая на форуме Food Business Russia-2010, отметил, что вследствие действия закона о торговле торговые компании будут вынуждены еще в большей степени повышать эффективность продаж. "Важно также, что позволяет избежать протекционизм, как со стороны сетей, так и поставщиков", - отметил он.

В свою очередь, статс-секретарь, замминистра промышленности и торговли Станислав Наумов заявил: "Закон о торговле - крупнейшее поражение российского ритейла. Но это говорит о том, что он еще молодой". При этом Наумов отметил, что закон получился "хорошим", так как направлен на регулирование, как сетей, так и поставщиков.

Хасис также заметил, что закон "прекрасен" из-за того, что в документ в результате не были включены многие радикальные предложения - например, такие как предложения ограничить время работы магазинов или запретить очереди "больше трех человек".

РАЗВИТИЕ НЕ ОСТАНОВИТЬ

При этом сети, в частности Х5 и "Магнит", которые ранее уже заявили о достаточно масштабных планах развития на 2010 год, остаются настроенными позитивно.

"Мы будем стараться открыть максимально большое в этом году количество магазинов. Планировали открыть до 500 магазинов у дома и 25 гипермаркетов. Но по небольшим магазинам мы хотим ускориться", - сказал Галицкий, уточнив, что компания может открыть до 600 магазинов в 2010 году.

Также он отметил, что в текущем году компания намерена инвестировать часть маржи в сторону увеличения трафика, а также агрессивно заниматься ценообразованием в сторону снижения цен.

"Мы будем делать то же самое", - добавил Хасис. При этом он сообщил, что компания планирует скорректировать ассортимент своих магазинов, в том числе сокращать его, делать более сбалансированным, а также увеличивать долю собственных торговых марок до 25% по всем сетям.

Также глава Х5 выразил уверенность, что консолидация на российском розничном рынке будет продолжаться и дальше. "Оптимизм переполняет нас. У нас с "Магнитом" сегодня общая доля на российском рынке 6-7%. Будем стараться увеличить эту долю до 30-40%", - заявил он.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Комментарии отключены.