Год кризиса: транспорт - движение вперед с минимальными потерями

МОСКВА, 15 сен - РИА Новости. Транспортные компании подсчитывают первые потери и сокращают планы на будущее развитие, однако смертельного удара кризис им не нанес и глобальных перемен в отрасли не ожидается, считают аналитики.

Ровно год назад, 15 сентября 2008 года, американский системообразующий банк Lehman Brothers объявил о своем банкротстве. Этот день принято считать началом мирового экономического кризиса, который затронул большинство стран. В России, где в результате кризиса национальная валюта была девальвирована почти на 40%, сильнее всего пострадали металлургия, машиностроение и банковская сфера. Также кризис существенно отразился на транспортной сфере.

Главная беда транспортников в подобных ситуациях - сокращение объема пассажирских и грузоперевозок, поэтому они должны изыскивать новые источники дохода и оптимизировать бизнес-процессы. Отдельный разговор - железнодорожники: существенную помощь им по-прежнему оказывает государство.

ПЕРВЫЕ ПОТЕРИ

Крупнейший российский авиаперевозчик "Аэрофлот" в первом полугодии 2009 года сократил выручку на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - до 40,880 миллиарда рублей, но при этом увеличил чистую прибыль на 48% - до 3,335 миллиарда рублей.

Чистая прибыль авиакомпании "Сибирь" (торговая марка S7) в первом квартале текущего года снизилась на 23,2% - до 12,9 миллиона рублей, выручка уменьшилась на 12,6% - до 6,03 миллиарда рублей.

"Трансаэро" также ухудшила показатель по чистой прибыли, которая за первое полугодие 2009 года снизилась в 6,7 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

По данным Росавиации, крупнейшие российские авиаперевозчики сократили в январе-июле объем пассажироперевозок в среднем на 14,4%.

Впрочем, по мнению главного аналитика ИК "Финам" Дмитрия Баранова, смертельного удара по авиакомпаниям РФ кризис не нанес, а трудности в той или иной степени испытывают сейчас все.

Железнодорожникам тоже несладко. По итогам 2008 года ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) удалось все-таки выйти в плюс и по операционным и по финансовым показателям, но в первом полугодии 2009 года грузоперевозки сократились на 23%, а чистый убыток составил 13,7 миллиарда рублей против 18,8 миллиарда рублей прибыли годом ранее.

Ситуацию усугубило то, что индексация тарифов грузоперевозок (основной источник прибыли РЖД), утвержденная на 2009 год, оказалась почти в 2,5 раза меньше запланированной.

Инвестпрограмма РЖД сократилась с 434 миллиардов рублей до 252 миллиардов рублей.

ПОМОЩЬ ГОСУДАРСТВА

РЖД, как естественный монополист на своем рынке, получило господдержку от государства в размере 61,3 миллиарда рублей.

Авиакомпаниям госпомощь в виде кредитов в общей сумме 32 миллиарда рублей пришлось делить между собой. В частности, государство помогло "Трансаэро", UTair, "Сибирь", ОАО "Авиакомпания" (рабочее название "Росавиа").

Одна из мер господдержки транспортникам - компенсация затрат на лизинг. В конце августа министр транспорта РФ Игорь Левитин сообщал, что правительство РФ в 1,5 раза увеличивает компенсацию российским авиакомпаниям по лизинговым платежам за самолеты.

Премьер-министр РФ Владимир Путин сообщил, что внес соответствующие изменения в правила возмещения затрат по лизинговым платежам и процентам по кредитам, полученным в 2002-2005 годах.

ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ

Авиакомпании пока не очень охотно делятся планами на будущее. Только "Аэрофлот" сообщил, что по итогам 2009 года планирует сохранить доходы по РСБУ на уровне 2008 года за счет курсовой разницы.

В целом аналитики не ожидают существенного сокращения числа авиаперевозчиков после выхода из кризиса, хотя определенные изменения все же возможны.

"Первый на вылет" - калининградская авиакомпания "КД авиа", полностью прекратившая полеты и инициировавшая процедуру банкротства из-за долгов, которые превысили 12 миллиардов рублей.

Росавиация с 14 сентября аннулировала сертификат эксплуатанта "КД авиа".

В следующий раз авиакомпании будут реагировать на кризисы более грамотно, считает Баранов - возможно, они начнут создавать финансовые "подушки безопасности".

Из-за потери клиентов перевозчикам приходится сокращать число перелетов, а расходы, между тем, остаются прежними, отмечает глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. "Поэтому авиакомпаниям важно оптимизировать свои бизнес-процессы и привести их в соответствие с новыми условиями", - считает он.

По его мнению, они должны стремиться сокращать расходы и по возможности изыскивать новые статьи доходов - предлагая, например, на своем сайте бронирование гостиниц или аренду автомобилей, или реализуя прямо в полете спиртное и "сувенирку".

В то же время, говорит Пантелеев, кризис - это еще и возможность для выхода на рынок новых, не обремененных долгами, компаний которые могут воспользоваться более выгодными стартовыми условиями.

Что касается ОАО "РЖД", то ему пришлось отказаться от планов вывода на IPO в 2009 году крупнейших "дочек" - "Трансконтейнера" и "Первой грузовой компании". На сегодняшний день одна из основных задач компании - уложиться в годовой прогноз по падению погрузки в 19%.

По мнению Баранова, положение РЖД начнет улучшаться вместе с улучшением общей экономической ситуации, однако для выхода на докризисный уровень компании может понадобиться несколько лет.

При этом РЖД закончит год с пусть небольшим, но положительным финансовым результатом, считает аналитик.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Комментарии отключены.