Юристы Ющенко нашли основания для возможного пересмотра газовых соглашений с РФ

КИЕВ, 28 янв - РИА Новости. Юридическое подразделение секретариата президента Украины нашли основания для возможного пересмотра газовых соглашений с Россией, подписанных 19 января в Москве, сообщает пресс-служба украинского лидера Виктора Ющенко.

В опубликованном документе отмечается, что если одна из сторон сочтет необходимым изменить или прекратить действие контрактов, она вправе обратиться к другой стороне с предложением об изменении или разрыве договоров. Такое право предусмотрено как в контракте на поставку, так и в контракте на транзит природного газа.

В частности, отмечается в нем, основаниями для предложения об изменении или прекращении действия контрактов может быть то обстоятельство, что эти контракты не соответствуют международным договоренностям Украины и РФ.

По мнению юристов, транзитный контракт и контракт поставки между "Газпромом" и "Нафтогазом" не являются в полной мере паритетными, так как контракт поставки заключен как контракт типа "бери-или-плати" в то время как транзитный контракт не является контрактом типа "качай-или-плати".

Также, отмечают специалисты секретариата Ющенко, транзитный контракт не предусматривает переход "Газпрома" на 100 предоплату стоимости услуг по транзиту природного газа в случае, если "Газпром" нарушит свои обязательства по оплате стоимости указанных услуг, как это прописано в контракте на поставку газа "Нафтогазу". Кроме того, статья 10.4 транзитного контракта устанавливает, что в случае отбора со стороны НАК "Нафтогаз Украины" газа, который подается для транзита в ГТС Украины, весь отобранный газ оформляется по контракту оставки.

Также украинские юристы считают, что ряд условий контрактов являются невыгодными для украинской стороны. В частности, они считают дискриминационными санкции за непотребление газа, когда в случае неотбора покупателем контрактного месячного объема поставки свыше 6 он платит штраф в размере 300 стоимости неотобранного газа в период с апреля по сентябрь и 150 - в период с октября по апрель.

В нем также отмечается, что пункт 5.3 контракта на поставку предусматривает право ОАО "Газпром" в одностороннем порядке прекратить поставку газа в случае нарушений условий оплаты со стороны НАК "Нафтогаз Украины". "Таким образом, наряду с дискриминационными штрафными санкциями в отношении покупателя продавец имеет право вообще не выполнять свои обязанности по контракту", - говорится в документе.

Кроме того, отмечают юристы Ющенко, контрактом на транзит (пункт 13.12) на "Нафтогаз" возложена обязанность обеспечивать транзит газа даже в случае возникновения спора между сторонами, в том числе судебного, до его решения. "Таким образом, НАК "Нафтогаз Украины" обязана транспортировать газ независимо от того, платит ли "Газпром" средства за транзит, вплоть до принятия судебного решения по спору", - констатируется в документе.

В нем говорится, что "приведенные и другие положения контрактов на транзит и поставку газа дают обоснованные основания для вывода о явной диспропорциональности в вопросах прав и обязанностей, а также в принципах ответственности договорных сторон, что дает право НАК "Нафтогаз Украины" обратиться к ОАО "Газпром" с предложением о внесении изменений в соответствующие пункты контрактов с целью приведения их в соответствие с межгосударственными соглашениями и установления равноценных паритетных отношений договорных сторон".

В нем отмечается, что основаниями для признания контрактов или их отдельных положений недействительными могут быть предписания законодательства Швеции, которое подлежит применению к контрактам. В частности, согласно законодательству Швеции (Duress, Section 28, Contracts Аct), в случае если одна из сторон договора находилась в неблагоприятных обстоятельствах, а другая сторона воспользовалась такими неблагоприятными обстоятельствами с тем, чтобы навязать первой стороне невыгодные ей условия договора, такой договор может быть признан никчемным или недействительным в целом либо частично. Такие же последствия наступают в случае, если стороны при заключении договора находились в заведомо неравнозначном положении, и та сторона, которая имела преимущество над другой, воспользовалась своим преимуществом, чтобы заключить договор на выгодных для нее условиях.

В нем отмечается, что "поскольку действие предыдущих контрактов на покупку газа закончилось 31 декабря 2008 года, а ОАО "Газпром" намеренно не заключало новые контракты, НАК "Нафтогаз Украины", который обязан обеспечивать украинских потребителей природным газом, находился в неблагоприятных обстоятельствах, а российская сторона, используя это, навязала украинской стороне невыгодные условия договора".

Как сообщалось ранее, поставки российского газа в Европу прервались в ночь на 7 января после того, как из-за отсутствия контракта на 2009 год "Газпром" 1 января перекрыл поставки газа Украине, но продолжил поставлять "Нафтогазу Украины" транзитный газ для Европы. Этот газ до европейских потребителей не доходил. Россия обвиняла Украину в незаконном отборе газа. Поставки газа в Европу были возобновлены 20 января после договоренностей, достигнутых на уровне премьер-министров РФ и Украины, и подписания контрактов между "Газпромом" и "Нафтогазом".

Глава "Газпрома" и "Нафтогаза Украины" подписали 19 января в Москве контракты на поставку газа Украине и транзит российского газа через украинскую территорию на период с 2009 по 2019 годы. Документы были подписаны в присутствии премьеров двух стран.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Комментарии отключены.