ОБОБЩЕНИЕ - Новый старый лидер: X5 обогнала "Магнит" в продуктовом ритейле

МОСКВА, 24 янв - РИА Новости/Прайм. Компания X5 Retail Group, управляющая сетями "Пятерочка", "Перекресток" и "Карусель", вернула себе лидерство на российском рынке продовольственного ритейла и, как считают опрошенные РИА Новости аналитики, закрепит свои позиции в 2017 году. Впрочем, ее основной конкурент - сеть "Магнит" - вряд ли даст X5 расслабиться, несмотря на замедление темпов роста выручки.

Во вторник X5 Retail опубликовала свои операционные результаты за четвертый квартал и весь 2016 год. Чистая розничная выручка ритейлера в октябре-декабре выросла на 27,5% по сравнению с показателем за аналогичный период 2015 года - до 291,289 миллиарда рублей, за прошлый год - также на 27,5% по сравнению с предыдущим годом, до 1,026 триллиона рублей.

"Магнит", который раскрыл свою выручку в начале января, показал более скромные темпы роста продаж. Его чистая розничная выручка в четвертом квартале увеличилась на 9% - до 282,465 миллиарда рублей, за год - на 12,81%, до 1,069 триллиона. То есть X5 уверенно обошла своего конкурента по объему квартальных продаж.

При этом 64,449 миллиарда рублей "Магниту" в прошлом году принесла сеть магазинов непродовольственных товаров "Магнит Косметик". Таким образом, если рассматривать сегмент торговли продовольственными товарами, X5 обогнала "Магнит" и по годовой выручке.

"X5 Retail Group опубликовала сильные результаты четвертого квартала 2016 года с ростом продаж в годовом выражении на 27,5%, в соответствии с ожиданиями. Это означает, что компания вернула свое лидерство на российском рынке продовольственного ритейла. ... Мы считаем, что X5 закрепит свою позицию российского продовольственного ритейлера номер один в 2017 году", - заключают аналитики "ВТБ Капитала".

РЕКОРДЫ, ВСЮДУ РЕКОРДЫ

X5 отмечает, что рост годовой выручки на 27,5% является самым высоким показателем роста с 2011 года, а прирост продаж в размере 221,5 миллиарда является самым высоким в истории ритейлера. Другие операционные показатели X5 в четвертом квартале были также весьма выдающимися, особенно учитывая сложный для ритейла декабрь.

Так, продажи сопоставимых магазинов (like-for-like, LfL) в январе-декабре увеличились на 7,7%. При этом средний чек за этот период вырос на 5%, а покупательский трафик — на 2,5%. В четвертом квартале LfL-продажи выросли на 7,5%, средний чек - на 5,6%, трафик - на 1,8%.

Сеть "Пятерочка" в октябре-декабре увеличила выручку на 31,2% - до 219,383 миллиарда рублей, "Перекресток" - на 20,5%, до 44,632 миллиарда, "Карусель" - на 14,5%, до 24,476 миллиарда рублей. За весь прошлый год "Пятерочка" получила выручку в 775,58 миллиарда рублей (рост на 32,5%), "Перекресток" - 155,404 миллиарда (плюс 19,4%), "Карусель" - 83,558 миллиарда рублей (плюс 7,9%).

В четвертом квартале ритейлер открыл 613 магазинов, за весь год - 2,167 тысячи. Общее количество магазинов на 31 декабря 2016 года достигло 9,187 тысячи, включая 8,363 тысячи магазинов "Пятерочка", 539 "Перекрестков" и 91 магазин "Карусель". Общая торговая площадь за январь-декабрь увеличилась на 29,1% в годовом выражении и на конец декабря составила 4,302 миллиона квадратных метров.

"В целом, результаты продаж ритейлера оказались немного лучше ожиданий. Позитивным сюрпризом стала динамика роста покупательского траффика и среднего чека в форматах гипермаркетов и супермаркетов", - отмечает аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева.

ГЛАВНОЕ - НЕ ПОБЕДА, ГЛАВНОЕ - УЧАСТИЕ

"Магнит" обогнал X5 и стал лидером рынка по выручке по итогам первого квартала 2013 года. После этого акционеры X5 Retail поставили перед менеджментом задачу вернуть первые позиции. Для этого был предпринят ряд шагов: была запущена программа обновления "Пятерочек" - как внешнего вида, так и ассортимента, были увеличены темпы открытия магазинов.

Помог и кризис: "Магнит", большое число магазинов которого были открыты в небольших городах, столкнулся со снижением покупательской способности населения. Темпы роста его выручки стали замедляться, и уже по итогам 2015 года перед ним замаячила перспектива снова стать вторым.

Впрочем, у "Магнита" до сих пор остается козырь - высокая рентабельность. Так, рентабельность по EBITDA у "Магнита" по итогам 2015 года составила 10,94%, а за девять месяцев 2016 года - 10,16%, тогда как у X5 - 6,8% и 7,6% соответственно. В апреле прошлого года гендиректор и основной владелец "Магнита" Сергей Галицкий заявлял, что сеть ориентируется на баланс между рентабельностью и оборотом.

В конце июля аналитики Credit Suisse писали, что, согласно комментариям менеджмента, когда EBITDA торговой сети достигнет 120 миллиардов рублей, компания будет готова остановить рост и сфокусироваться в основном на эффективности. Кроме того, указывали аналитики инвестбанка, "Магнит" не намерен сохранять лидерство по выручке и будет нацелен на обеспечение эффективности существующих магазинов.

"Магнит" в 2015 году нарастил прибыль, и по рентабельности бизнеса у "Магнита" лучше показатель, чем у Х5. И это говорит о том, что финансовое лидерство пока остается за "Магнитом", считает гендиректор аналитического агентства InfoLine Иван Федяков.

"ВТБ Капитал" соглашается, что получение лидерства по выручке не является значимым событием с точки зрения финансовых показателей или отношений с поставщиками товаров, однако отмечает, что это "важно психологически".

НОВЫЙ ЛИДЕР - НАДОЛГО ЛИ?

Главный исполнительный директор X5 Игорь Шехтерман, слова которого приводятся в релизе компании, указывает, что сейчас главными фокусами внимания ритейлера остаются операционная эффективность и адаптация ценностного предложения под нужды потребителей.

"Мы намерены и дальше следовать стратегическому плану устойчивого роста при сохранении рентабельности с тем, чтобы достичь 15%-ной доли на рынке российской продуктовой розницы к концу 2020 года", - добавил топ-менеджер. Эксперты сходятся во мнении, что X5 и далее будет показывать хорошие результаты и укрепит свое лидерство в 2017 году.

"Х5 создал определенную динамику, и эта динамика у компании будет продолжаться в течение 2017 года. По результатам года Х5, скорее всего, снова уже прочно займет лидерство в этой гонке по выручке", - рассуждает президент Российской ассоциации экспертов рынка ритейла (РАЭРР) Андрей Карпов.

"Имея такой результат по четвертому кварталу, у меня нет никаких сомнений, что в 2017 году "Магнит" с первого квартала уступает это лидерство, и мы имеем нового лидера в розничной торговли России в лице X5, который ожесточенно боролся за то, чтобы эту позицию себе вернуть. Они будут прикладывать максимум усилий для того, чтобы эту позицию удержать", - соглашается Федяков.

Он обращает внимание - в 2016 году компания открыла более двух тысяч (а именно - 2,098 тысячи) "Пятерочек", что является "грандиозной цифрой". Эти магазины внесут свой вклад в темпы роста продаж X5 в 2017 году. С другой стороны, массовых закрытий у ритейлера в ближайшее время не предвидится, его магазины - конкурентоспособные и эффективные по всем показателям.

При этом эксперт добавляет - борьба с "Магнитом" не будет простой. "Лидерство Х5 далеко не безусловно. Это лидерство, которое в ближайшие годы нужно будет подтверждать, имея за спиной очень сильного, очень весомого игрока", - подчеркивает гендиректор InfoLine.

Например, сокращение инвестиций в открытие магазинов позволило "Магниту" улучшить финансовые показатели и накопить ресурсы. "В моем понимании это может быть эффектом сжатия пружины. То есть сейчас накапливаются какие-то ресурсы для последующего роста. "Магнит" может очень неплохо выстрелить в 2017-2018 годах", - заключает Федяков.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Комментарии отключены.