Standard and Poor's: Крайне сложно будет завершить процесс реструктуризации и реформирования электроэнергетики России в сроки, изначально утвержденные федеральным правительством

Крайне сложно будет завершить процесс реструктуризации и реформирования электроэнергетики России в сроки, изначально утвержденные федеральным правительством. Таково мнение экспертов международного рейтингового агентства Standard and Poor's.

Реформа российской электроэнергетики делает первые шаги: создана Федеральная сетевая компания (ФСК), полным ходом идут разработка и обсуждение детальных планов по реструктуризации региональных АО-энерго.

Основными целями реструктуризации провозглашаются повышение прозрачности и эффективности отрасли, и, что наиболее важно, - привлечение инвестиций для удовлетворения значительных потребностей в капиталовложениях.

Что же определит успех или неудачу процесса реструктуризации? Standard and Poor's считает приоритетными два основных фактора - скорость реализации задуманных преобразований и эффективность новой системы регулирования, в особенности системы установления тарифов на монопольные виды деятельности и схему ценообразования на оптовом рынке электроэнергии.

По мнению Standard and Poor's, крайне сложно будет завершить процесс реструктуризации и реформирования в сроки, изначально утвержденные федеральным правительством. Сложности могут возникнуть как с реорганизацией энергетических компаний, так и с внесением необходимых изменений в действующее законодательство.

Разрешение потенциальных конфликтов между РАО "ЕЭС России" и другими акционерами региональных АО-энерго может занять достаточно много времени. Ярким примером трудностей с реформированием АО-энерго служит ситуация с Белгородэнерго, где интересы РАО столкнулись с интересами другого акционера - нефтяной компании "ЮКОС".

Даже внутри самого энергетического холдинга существуют оппоненты реформы, которые стараются всеми способами помешать ее проведению. Так, совсем недавно у холдинга возникли проблемы с утверждением решения о передаче магистральных сетей своей 100-процентной "дочке" - Федеральной сетевой компании, когда один из членов Совета директоров отказался присоединиться к единогласному решению коллег.

Несмотря на приверженность федерального правительства реформированию отрасли, политическое сопротивление реформам, скорее всего, сохранится. Реструктуризация отрасли потребует ликвидации существующей практики перекрестного субсидирования - тарифы для крупных промышленных потребителей выше, чем тарифы для населения, что будет означать опережающий рост тарифов для населения. А это, несомненно, вызовет негативную реакцию, и в первую очередь - региональных и местных властей.

Значительное время потребуется для внесения изменений в действующее законодательство. В соответствии с программой реформирования предлагается внести изменения в Гражданский кодекс, Федеральные законы "Об электроэнергетике", "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", "О естественных монополиях", а также в ряд указов президента и постановлений правительства.

По мнению Standard and Poor's, для повышения инвестиционной привлекательности энергетических компаний необходимо устранить "эксклюзивные" положения законодательства о банкротстве, касающиеся предприятий энергетического комплекса. В соответствии с действующим законодательством электроэнергетические компании могут быть признаны банкротами только в том случае, если сумма задолженности превышает балансовую стоимость имущества организации-должника. Защищая электроэнергетические компании от банкротства, такая норма одновременно в значительной мере ослабляет мотивацию к исполнению ими своих долговых обязательств и повышает кредитный риск.

По мнению Standard and Poor's, система регулирования - ключевой фактор кредитного риска в электроэнергетике. Благоприятная для электроэнергетических компаний система тарифного регулирования в Европе и Северной Америке позволяет этим компаниям финансировать значительную часть капиталовложений за счет заемных средств (соотношение долга к капитализации находится на уровне 50-60%, а в отдельных случаях достигает 85%), при этом сохраняя высокий инвестиционный (выше "BBB-") кредитный рейтинг.

Приоритетом в реструктуризации российской электроэнергетической отрасли должно стать создание системы тарифного регулирования на основе принципа "издержки плюс", а также прозрачной системы пересмотра тарифов. Пока остается неясным, как в новой отраслевой структуре будет работать новая система тарифного регулирования. Действующая система установления тарифов в значительной степени политизирована, поэтому тарифы зачастую отражают социальные приоритеты региональных властей, а не издержки компаний.

АО-энерго существенно различаются по типу генерирующих активов (типы электростанций, виды потребляемого топлива, возраст электростанций) и, как следствие, характеризуются различным уровнем издержек, а следовательно, имеют различные стартовые позиции при входе на конкурентный рынок. Даже в результате укрупнения генерирующих компаний такие диспропорции могут сохраниться. Это означает, что в то время как одни компании "выиграют" от новой рыночной структуры, другие будут вынуждены нести значительные убытки. Пока непонятно, какие инструменты будут использованы для устранения таких диспропорций, отмечает S&P.

Важным остается вопрос о месте когенерации в реформировании отрасли. Городские ТЭЦ чаще всего совместно производят и тепло, и электроэнергию, при этом большинство городов имеют централизованную систему теплоснабжения. Непонятно, что произойдет с теми ТЭЦ, которые будут не способны конкурировать с другими генерирующими компаниями, и как все это повлияет на теплоснабжение городов, подчеркивает S&P.

Результатом разделения вертикально интегрированных АО-энерго на сетевые, генерирующие и сбытовые компании, скорее всего, станут различия в кредитном риске между компаниями, в первую очередь отражающие специфику функционирования в монопольных и конкурентных секторах экономики. Кроме того, важными факторами кредитного риска останутся структура активов, характеристики рынка, а также финансовое положение предприятий.

При стабильной системе регулирования, по мнению Standard & Poor's, кредитный риск в деятельности по передаче электроэнергии (по магистральным и распределительным сетям) при прочих равных условиях ниже, чем в генерации, где будет действовать конкуренция. При этом за счет большей диверсификации по потребителям передача электроэнергии по магистральным сетям характеризуется меньшим уровнем кредитного риска, чем передача электроэнергии по распределительным сетям.

В генерации крупные компании считаются более привлекательными с точки зрения кредитного риска (при прочих равных условиях), чем компании, владеющие, скажем, одной электростанцией. Это объясняется более высокой диверсификацией, потенциальной возможностью реализации экономии на масштабе, а также более устойчивой позицией на рынке.

Сбытовые компании, не имеющие собственных генерирующих активов, традиционно характеризуются высоким уровнем кредитного риска, так как они вынуждены приобретать электроэнергию по рыночным ценам, а продавать ее - по регулируемым тарифам. В связи с этим вертикальная интеграция деятельности по генерации и сбыту, которая имеет место в большинстве европейских стран, Канаде и Соединенных Штатах, существенно снижает кредитный риск.

Что же касается влияния суверенных рисков, то без использования инструментов их снижения кредитный рейтинг предприятий российской электроэнергетики будет ограничен суверенным рейтингом. Только лучшие компании смогут приблизиться к уровню кредитоспособности Правительства России.

По мнению Standard & Poor's, ближайшие два-три года станут ключевыми в определении перспектив развития российской электроэнергетической отрасли и национальной экономики в целом. Без структурных реформ Россия не сможет обеспечить даже невысокий уровень экономического роста. Развитие российского топливно-энергетического сектора во многом определяет развитие всей национальной экономики. В связи с тем, что Европа импортирует значительный объем энергетических ресурсов из России, развитие российской экономики, безусловно, будет оказывать влияние и на структуру европейского энергетического рынка.

Другие новости

01.04.2002
18:47
Совет директоров "Архэнерго" принял решение привлечь кредиты Сбербанка РФ и "Собинбанка" на общую сумму 50 млн руб. и определил должностных лиц ОАО "СЭУК" по управлению ОАО "Архэнерго"
01.04.2002
18:34
В понедельник на российском рынке акций наблюдалось отсутствие четкой тенденции при низкой активности игроков
01.04.2002
18:09
РАО "ЕЭС России" планирует осенью выпустить облигации на сумму 3 млрд руб
01.04.2002
13:25
В понедельник на российском рынке акций наблюдается небольшое снижение котировок
01.04.2002
12:56
Standard and Poor's: Крайне сложно будет завершить процесс реструктуризации и реформирования электроэнергетики России в сроки, изначально утвержденные федеральным правительством
01.04.2002
10:55
По мнению аналитиков ИК "Эми Траст", на часовом графике РАО "ЕЭС России" наблюдается нейтральная тенденция, на дневном графике - тенденция к повышению
01.04.2002
10:16
Индекс РТС по итогам прошлой недели вырос на 0.92% до 350.75 пункта, среднедневной объем торгов на основном рынке увеличился на 22.3% до 23.461 млн долл
29.03.2002
18:49
Комитет по вопросам реформирования энергохолдинга при Совете директоров РАО "ЕЭС России" предлагает правлению РАО ЕЭС провести дополнительный анализ новых вариантов реформирования сетей АО-энерго
29.03.2002
14:19
ММВБ готова начать торги по фьючерсам на акции РАО "ЕЭС России", НК "ЛУКОЙЛ", ОАО "Сургутнефтегаз", а также на фондовый индекс ММВБ-10
Комментарии отключены.