Минэкономразвития разработало сценарные условия социально-экономического развития РФ на 2002 г и прогноз на период до 2004 г (часть 1)

Минэкономразвития разработало сценарные условия социально-экономического развития Российской Федерации на 2002 год и на период до 2004 года и прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы).

Об этом сообщает Департамент правительственной информации.

Сценарные условия функционирования экономики в 2002 году и на период до 2004 года разработаны на основе анализа социально-экономического развития России за предшествующий период, проекта Основных направлений социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу и обобщения прогнозов социально-экономического развития на среднесрочную перспективу.

Как отмечается в материалах Минэкономразвития России, подготовленных к заседанию Правительства Российской Федерации, применительно к предстоящему этапу развития экономики сценарные условия определяют основные целевые параметры, приоритеты и направления экономической политики, ограничения и факторы экономического и социального развития страны на ближайшие три года.

Посткризисное развитие происходило под влиянием группы факторов, сформировавшихся в период кризиса или непосредственно после него, и, прежде всего, связанных с ликвидацией ряда накопившихся в докризисный период диспропорций в экономике. Эти факторы способствовали ускоренному посткризисному восстановлению экономики в первую очередь за счет:

- масштабного развития импортозамещения в условиях низкого курса рубля, как естественного ценового барьера для конкуренции;

- низких издержек производства (в том числе за счет сдерживания цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий и оплаты труда - относительно динамики потребительских цен);

- прекращения практики государственных заимствований, приводившей к значительному росту государственного долга и стоимости его обслуживания;

- перераспределения финансовых ресурсов экономики от населения и государства в пользу реального сектора;

- вытеснения неплатежей и увеличения доли денежных расчетов.

Действие этих факторов в восстановительный период прошло три этапа, различающихся по характеру развития, силе и соотношению факторов их определяющих:

На первом этапе низкий курс рубля в сочетании с умеренно низкими тарифами на услуги естественных монополий и динамикой заработной платы определили низкие издержки и способствовали росту прибыли отраслей и инвестиций. Позитивное воздействие на стабилизацию экономики оказали также благоприятная ситуация на внешнеэкономических рынках и некоторое упорядочение государственных финансов.

Второй этап характеризовался восстановлением возрастающей динамики мировых цен, стабилизацией и улучшением социально-политической и экономической ситуации, вызванной окончанием президентских выборов, принятием второй части Налогового кодекса и Стратегии развития страны на долгосрочную перспективу. Ввиду роста реальных доходов возрастает потребительский спрос населения.

Третий период характерен тем, что укрепление рубля (более чем на 10% во втором полугодии 2000 года) и ускоряющийся рост импорта приостанавливают импортозамещение, выявив недостаточную конкурентоспособность российской промышленности.

К концу 2000 года в целом завершилась фаза непосредственного использования преимуществ посткризисной экономики.

Из анализа факторов роста 2000 года можно сделать следующие выводы, необходимые для формирования экономической политики 2001 -2002 годов.

1. На экономику России сильное влияние оказывает ситуация на внешних рынках.

2. Динамика обменного курса, тарифов естественных монополии, реальных доходов населения и профицита бюджета являются ключевыми факторами, влияющими на экономический рост и инфляцию в предстоящей перспективе.

3. Рост реальных доходов и потребления населения может быть устойчивым только в том случае, если он обеспечивается ростом реального сектора экономики.

4. Существующие сегодня в России уровни цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий для промышленности являются относительно низкими по сравнению с мировым и европейским уровнем. Вместе с тем, ближайшие годы являются относительно неблагоприятными для ускоренного повышения цен и тарифов в естественных монополиях.

5. Структура роста в 2000 году с точки зрения среднесрочной перспективы еще не удовлетворительна (неблагоприятна).

6. Суммарные производственные издержки в России по сравнению с другими индустриально развитыми странами остаются несопоставимо высокими.

Исходя из анализа факторов и проблем экономического развития в посткризисный период, включая 2000 год, вытекают, в качестве наиболее важных, следующие основные требования к экономической политике на среднесрочную перспективу.

1. Все решения должны разрабатываться и осуществляться взаимосвязано и сбалансировано с учетом их последствий для всех секторов и сфер экономики. При этом важно достижение мультипликативного, а не взаимопогашающего эффекта от их применения.

2. Основными приоритетами экономической политики в ближайшие годы должны быть:

- сохранение и повышение конкурентоспособности российской экономики на внутреннем и мировых рынках;

- осуществление структурных реформ с целью повышения эффективности реального сектора экономики, сокращения доли дотируемых и убыточных производств, снижения нагрузки на государственный бюджет;

- создание условий для роста инвестиционной активности и свободного перетока финансовых ресурсов, прежде всего между топливно-энергетическим и другими секторами экономики.

3. При этом должны выполняться также требования:

- последовательного повышения уровня жизни, сокращения социального неравенства и бедности населения и территорий;

- поддержки, вовлечения и эффективного использования инновационного, интеллектуального и культурного потенциала страны;

- завоевания экономических рынков развивающихся стран и расширение экономической торговли и технико-технологической кооперации с развитыми странами, национальными и международными корпорациями, эффективное использование экономического потенциала стран СНГ.

Этим основным требованиям должны подчиняться принимаемые решения в области бюджетной, налоговой, денежно-кредитной, курсовой, тарифной, таможенной, структурной, инвестиционной, имущественной, инновационной, научно-технической, социальной, внешнеполитической и других направлениях политики государства.

Другие новости

19.04.2001
11:16
Минэкономразвития разработало сценарные условия социально-экономического развития РФ на 2002 г и прогноз на период до 2004 г (часть 4)
19.04.2001
11:11
Минэкономразвития разработало сценарные условия социально-экономического развития РФ на 2002 г и прогноз на период до 2004 г (часть 3)
19.04.2001
11:05
Госдума сняла с дальнейшего рассмотрения проект закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
19.04.2001
11:02
Минэкономразвития разработало сценарные условия социально-экономического развития РФ на 2002 г и прогноз на период до 2004 г (часть 2)
19.04.2001
10:53
Минэкономразвития разработало сценарные условия социально-экономического развития РФ на 2002 г и прогноз на период до 2004 г (часть 1)
19.04.2001
10:44
По оценкам аналитиков, дефицит государственного бюджета США вырос в марте текущего года до 44.2 млрд долл.
19.04.2001
10:43
По мнению аналитиков ИК "Эми Траст", на часовом графике РАО "ЕЭС России" наблюдается тенденция к повышению
19.04.2001
10:42
Джонсон Хагажеев подписал приказ о делегировании прав структурным подразделениям ОАО "ГМК "Норильский никель"
19.04.2001
10:36
Сегодня российский рынок акций ожидает высокое открытие
Комментарии отключены.