ОБЗОР - "Ипотечные каникулы" пока не вызвали ажиотажа у россиян

МОСКВА, 3 сен - РИА Новости/Прайм. Банки РФ пока не фиксируют резкого всплеска обращений клиентов с просьбой об "ипотечных каникулах" - с начала действия льготы кредитные организации получили не так много заявок, в основном заемщики просили разъяснить новый механизм, сообщили РИА Новости в крупнейших банках.

С 31 июля россияне, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, могут взять "ипотечные каникулы"​​​. Они предполагают шестимесячный льготный период, на который можно приостановить выплаты по ипотеке либо уменьшить их размер. На это время вводится запрет на изъятие переданного в залог единственного жилья заемщика.

"Мы видим интерес клиентов к этому инструменту, но на данный момент он носит скорее консультационно-информационный характер. Только каждая третья консультация конвертируется в заявку, по многим заявлениям мы дозапрашиваем у клиентов недостающие документы. Подводить итоги пока рано", - прокомментировал директор дивизиона "Розничное взыскание и урегулирование" департамента по работе с проблемными активами Сбербанка.

Во всех опрошенных банках отметили, что закон об "ипотечных каникулах" пока не повлиял на показатели деятельности банка, процентные ставки и планы по выдаче ипотеки.

10-ЛЕТНЯЯ ГОТОВНОСТЬ

Еще до вступления в силу закона банки не прогнозировали резкого всплеска обращений за предоставлением "ипотечных каникул", поскольку у большинства из них после кризисных явлений 2008-2009 годов развиты собственные программы реструктуризации.

"Росбанк дом" с начала действия новой программы получил от заемщиков около 350 обращений о предоставлении "ипотечных каникул". Чаще всего клиенты запрашивали приостановку платежей по кредиту, рассказал руководитель кредитной организации Денис Ковалев.

В банк "Открытие" с просьбой предоставить каникулы обратились всего 38 человек. "Мы не наблюдаем высокий спрос на данную услугу. Все-таки ипотечный клиент - это более стабильный с точки зрения платежеспособности и дисциплины сегмент", - отметила начальник управления развития ипотечного бизнеса банка "Открытие" Елена Назаренко.

"Как мы и ожидали, вступление в силу закона о кредитных каникулах не вызвало ажиотажа и не привело к увеличению количества обращений. Дело в том, что у "Абсолют банка", как и у большинства ведущих ипотечных банков, действовали собственные программы реструктуризации, которыми заемщики могли воспользоваться в случае возникновения финансовых проблем", - говорит директор департамента кредитования розничного бизнеса "Абсолют банка" Елена Ковырзина.

Банк может не только предоставить каникулы, но и увеличить срок кредита, пересмотреть структуру платежей, а также рассмотреть другие варианты реструктуризации, пояснили в "Абсолют банке". "Клиенты могли обратиться к нам и ранее, и какого-то "отложенного спроса" не возникло. Работа ведется в обычном режиме. Наиболее востребованный вариант - приостановка выплат", - отметили в кредитной организации.

В крупнейший банк Крыма РНКБ пока не поступило ни одной заявки на "ипотечные каникулы". "Это может быть связано как с тем, что ипотечный портфель в РНКБ сравнительно молодой - первые ипотечные программы заработали в банке около пяти лет назад, так и с хорошей платежной дисциплиной наших заемщиков и постепенным повышением уровня жизни жителей Крыма", - пояснил официальный представитель банка.

По словам директора департамента розничных продуктов МКБ Алексея Охорзина, за месяц работы доля клиентов, воспользовавшихся "ипотечными каникулами", составила 50% от всех обращений по реструктуризации в банке, причем наиболее востребована полная отсрочка по ежемесячным платежам. При этом банк не ожидает повышения спроса клиентов на данную программу.

УСЛОВИЯ ИПОТЕКИ НЕ УЖЕСТОЧАЛИСЬ

Банки не пересматривали условия выдачи ипотечных кредитов в связи с вступлением в силу закона, поскольку и ранее проводили работу с заемщиками, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

"Ипотека - это долгосрочный кредит на 15-20 лет. В этот период времени могут возникнуть различные жизненные ситуации - потеря работы, сокращение уровня дохода, временное прекращение трудовой деятельности и пр. В таких случаях мы всегда старались предложить клиенту оптимальное решение и до вступления в силу закона об "ипотечных каникулах", - отметила Ковырзина из "Абсолют банка".

В РНКБ также сообщили, что банк не ужесточал условия выдачи ипотечных кредитов в связи с принятием нового закона, "ипотечные каникулы" не повлияли на ценообразование. "В РНКБ нет программы реструктуризации ипотеки, поскольку она не востребована. Решения по реструктуризации принимались в индивидуальном порядке, и это были единичные случаи обращений", - рассказали в кредитной организации.

При этом в банках отмечают, что не все заявки на "ипотечные каникулы" одобряются - некоторые из них не соответствуют закону, либо заемщики не предоставляют документы, подтверждающие сложную финансовую ситуацию.

"Не все жизненные ситуации являются основанием для получения "ипотечных каникул". Клиенты не всегда это понимают и не всегда знают требования закона. Поэтому да, есть и отказы", - сказали в банке "Открытие".

"Большая часть обращений не соответствует требованиям закона или находится на доработке, по 10% проведены соответствующие изменения в графиках платежей", - сообщил руководитель "Росбанк дом" Ковалев.

В опрошенных банках заверили, что сотрудники отделений и контактного центра получили соответствующие разъяснения и регламенты работы в случае обращения клиента с заявлением о предоставлении каникул. Информация о каникулах размещена на сайтах.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Комментарии отключены.