ОБЗОР – Одиннадцать друзей "Ростеха": как росла одна из крупнейших корпораций России

МОСКВА, 23 ноя – РИА Новости. "Ростех" в пятницу встречает 11-й день рождения в статусе одного из флагманов отечественной экономики и ныне ставит перед собой задачу перезагрузить всю промышленность, чтобы через пять-десять лет войти в топ ведущих мировых корпораций.

За это время в состав "Ростеха" вошли более 700 различных компаний и холдингов, общая стоимость активов с момента их перехода в госкорпорацию выросла втрое, превысив 3 триллиона рублей, а инвестиции в развитие составили больше триллиона​​​.

Об 11 знаковых приобретениях "Ростеха" за 11 лет его существования и о перспективах одной из крупнейших корпораций страны – в материале РИА Новости.

НАЧАЛО

Датой создания госкорпорации считается 23 ноября 2007 года, когда президент России Владимир Путин подписал федеральный закон № 270-ФЗ "О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции ""Ростех"".

"Ростех", согласно документу, призван был содействовать "разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции" России. Фактически, задачей госкорпорации стало обеспечение технологической независимости страны и участие в реализации национальных проектов.

За первые 11 лет работы "Ростех" добился высоких показателей деятельности, несмотря на санкционную риторику западных стран, проявление недобросовестной конкуренции на мировом оружейном рынке, сложную макроэкономическую ситуацию и новые геополитические вызовы.

Если изначально планировалось передать "Ростех"у не более 250 оборонных заводов, то уже к 2009 году корпорация получила на баланс 437 предприятий, тогда как в настоящее время в ее составе насчитывается более 700 различных компаний. Общая стоимость активов с момента их перехода в "Ростех" выросла в три раза, превысив 3 триллиона рублей, а инвестиции в развитие предприятий за это время составили более одного триллиона.

СТРЕЛКОВОЕ ОРУЖИЕ И БРОНЕТЕХНИКА

В течение 11 лет с момента образования в "Ростех" вошли сотни компаний, но среди них есть те, которые на слуху постоянно. Так, например, в 2013 году госкорпорация взяла на себя обязательства помочь развитию крупнейшего в стране производителя боевого автоматического, снайперского и гражданского оружия – компании "Ижмаш".

На момент реструктуризации "Ижмаша" и создании на его основе концерна "Калашников" с долей "Ростеха" в 51% годовая выручка предприятия составляла около 2,5 миллиардов рублей, а накопленные убытки предприятия превышали 4 миллиарда.

Сейчас "Калашников", помимо стрелкового оружия и управляемых снарядов, производит корабли, беспилотники, мотоциклы, а также робототехнические комплексы различного назначения и другую технику. Общая годовая выручка Концерна превышает 50 миллиардов рублей, а чистая прибыль в 2018 году планируется на уровне около 3 миллиардов.

Крупнейший в стране производитель танков и бронетехники НПК "Уралвагонзавод" (УВЗ) вошел в состав "Ростеха" в 2016 году - указом президента РФ госкорпорации в управление переданы 100% акций компании от Росимущества.

По итогам 2017 года, УВЗ получил консолидированную прибыль по МСФО почти 1,3 миллиардов рублей, в то время как в 2015 году понес убытки в 18,7 миллиардов рублей, а в 2016 году - более чем на 16 миллиардов.

Принята выработанная совместно с "Ростехом" новая стратегия развития УВЗ, одно из ключевых направлений которой связано с диверсификацией производства. В компании рассчитывают, что к 2025 году доля гражданской продукции приблизится к 42% (сейчас – 30%).

Помимо УВЗ, из-за кризисной ситуации осенью 2017 года решением правительства в операционное управление "Ростеху" был передан еще один производитель бронемашин - концерн "Тракторные заводы" (КТЗ), в который входит 130 предприятий.

Сейчас совокупные долги КТЗ превышают 100 миллиардов рублей. "Ростех" разработал план оздоровления концерна и очистки его от долгов с привлечением частного инвестора. Эти меры, по плану, позволят спасти стратегически важные активы от банкротства, сохранить 20-тысячный коллектив концерна, нормализовать исполнение контрактов в сферах гособоронзаказа и военно-технического сотрудничества, а также выполнить обязательства в рамках федеральных целевых программ.

"АВТОВАЗ" И "КАМАЗ"

Крупнейший российский автомобильный завод "АвтоВАЗ" стал выходить из кризиса после того, как контроль над компанией получила компания "Рособоронэкспорт" (основа будущего "Ростеха"). Как сообщили в "Ростехе", до этого работа завода долгие годы была не вполне прозрачной. Есть версия, что именно с "АвтоВАЗа" пошло слово "откат", так как все машины, произведенные в третью смену, "откатывались" налево.

С 2005 по 2008 год чистая выручка от реализации продукции "АвтоВАЗа" выросла на 21%, а структура собственности завода стала прозрачной, благодаря чему предприятию удалось найти иностранного инвестора. В начале 2008 года блокирующий пакет завода был продан французскому Renault за миллиардов евро, а с 2014 года контрольный пакет акций "АвтоВАЗа" перешел Renault-Nissan, тогда как у "Ростеха" в СП с франко-японским концерном осталось 38,9% акций. В настоящий момент доля СП в автозаводе составляет 96,64%.

Для очистки актива от долговой нагрузки "Ростех" вместе с французскими партнерами проводит рекапитализацию "АвтоВАЗа" на сумму более 107 миллиардов рублей. Это крупнейшая в истории российского автопрома сделка, которая поэтапно закрывалась несколько лет. Производство на предприятии продолжает расти, в первом полугодии 2018 года чистая прибыль компании составила 3,1 миллиардов рублей.

Еще один крупный актив – "КамАЗ", входящий в состав "Ростеха" с апреля 2009 года, когда в управление госкорпорации были переданы 37,8% акций. Позже, в 2010 году, доля акций "КамАЗа" была увеличена до 49,9%, однако после сделки с республикой Татарстан, по результатам которой состоялся обмен 2,8% акций завода на акции трех республиканских предприятий, доля "Ростех" снизилась до 47,1%.

За год до вхождения в "Ростех" консолидированная выручка группы "КамАЗ" составила почти 117,5 миллиардов рублей, компании удалось закончить 2008 год с чистой прибылью в 2,8 миллиардов. По итогам 2017 года, выручка превысила 156 миллиардов рублей, чистая прибыль выросла почти до 3,5 миллиардов, при этом инвестиции в развитие производства и освоение нового модельного ряда составили 14,3 миллиардов.

Модельный ряд компании представлен грузовиками с рестайлинговыми кабинами, магистральными тягачами, самосвалами и так далее. Разрабатывается следующее поколение автомобилей - "КамАЗ-К5", а в июне 2015 года компания приступила к тестам беспилотного грузовика.

Также "КамАЗ" стал первым среди отечественных производителей, кто освоил и представил на российском рынке уникальную модель пассажирского транспорта – электробус, заряжаемый от станции ультрабыстрой подзарядки в течение 8-12 минут.

ЯНТАРЬ И ТИТАН

В 2013 году в управление "Ростеха" был передан Калининградский янтарный комбинат. Чистая прибыль предприятия на тот момент составляла 175 миллионов рублей. По результатам 2017 года этот показатель превышает 2 миллиарда.

После присоединения на комбинате началась модернизация производства, проведен первый открытый аукцион по продаже янтаря, утверждена новая торгово-сбытовая политика, введен классификатор янтарной продукции. Впервые продажа янтаря начала осуществляться на открытой электронной площадке. Удалось, фактически, закрыть рынок "черных копателей".

В результате комплексной модернизации производственных процессов, обновлению техники и эффективному менеджменту, в 2017 году комбинат добыл рекордные 453 тонны янтаря. По итогам 2018 года, Калининградский янтарный комбинат вышел на новый рекордный показатель - 500 тонн доведенного янтаря.

Также "Ростех" сделал существенный вклад в развитие титановой отрасли страны. С 2006 года в составе госкорпорации эта задача возложена на крупнейшего в мире производителя титана - корпорацию ВСМПО-АВИСМА. Сейчас компания обеспечивает 40% потребностей в этом металле корпорации Boeing, 60% – Airbus.

До вхождения в "Ростех" в 2005 году акционерные войны фактически парализовали производство, были накоплены огромные долги, а износ оборудования достигал 65%. С момента вхождения ВСМПО-АВИСМА в состав "Ростеха" на производстве началась модернизация, были подписаны долгосрочные контракты.

Сейчас ВСМПО-АВИСМА глубоко интегрировалась в мировую авиакосмическую индустрию, а "Ростех" несколько лет назад удачно продал ее контрольный пакет новым акционерам. За период с 2006-2017 годы выручка ВСМПО-АВИСМА выросла более чем на 155% – с 28 миллиардов рублей до более 70 миллиардов рублей. Чистая прибыль выросла на 226% – с 5,9 до 19,1 миллиардов рублей.

СВЯЗЬ И МЕДИЦИНА

В 2013 году "Ростех" учредил "Национальную иммунобиологическую компанию" – согласно заявленной цели, чтобы "обеспечить независимость России от импорта в системе здравоохранения и лекарственного обеспечения".

Для этого в состав "Ростеха" перешли 100% акций НПО "Микроген", 25% компании "Форт" и 32,4% компании "Синтез" для последующей передачи в "Нацимбио". Консолидированная выручка всего фармацевтического холдинга в 2016 году составила 12,8 миллиардов, а в 2017 году – уже 21,1 миллиардов рублей. Осуществлен переход на поставки вакцин от гриппа, состоящих только из российских компонентов, включая антиген. Доля импортных вакцин в России уменьшилась до 47%, то есть более половины всех поставок сейчас приходится на отечественные препараты. При этом более 90% вакцин, поставляемых в рамках национального прививочного календаря, — российского производства.

Успешным можно также назвать проект Yota Devices, который до поры был подразделением Yota, а затем отделился от нее. Как акционер Yota, "Ростех" получил опцион на покупку 25% акций Yota Devices, который впоследствии реализовал. За время нахождения "Ростеха" в составе акционеров, компания из стартапа превратилась в одного из крупнейших в России провайдеров и первой в мире протестировала новейший формат связи LTE.

Специализацией Yota Devices является разработка и производство высокотехнологичных мобильных устройств. В частности, компания выпустила первый российский смартфон с двумя экранами YotaPhone. В 2016 году в состав акционеров Yota Devices вошла китайская группа China Baoli, получив 30% в российской компании.

После приобретения 10% Yota Devices у ее бывшего гендиректора Владислава Мартынова китайская компания нарастила свою долю до 40%, а в 2018 году "Ростех" продал свою долю 25,1% консорциуму во главе с китайской инвестиционной группой Trinity World Management, но сохранил за собой ключевые элементы технологии Yota Devices и возможность их использования.

АВИАЦИЯ И МИКРОФОНЫ

В 2018 году премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение о передаче 92,31% акций "Объединенной авиастроительной корпорации" (ОАК) госкорпорации "Ростех". Это должно было консолидировать весь российский авиапром, оптимизировать его структуру и расходы, выстроить работу комплектаторов и производителей в единой логике.

За многие годы ОАК достиг серьезных успехов, создав целый ряд новых воздушных судов, например Су-34, Су-57, МиГ-35, Як-130, Superjet-100, МС-21. Выручка ОАК за 11 лет существования выросла в девять раз, но корпорации так и не удалось выбраться из убытков. При этом программы создания новой авиатехники требуют существенных внебюджетных инвестиций.

Включение ОАК в "Ростех" открывает принципиально новые возможности для развития российского авиастроения. Синергия от более тесного взаимодействия с другими предприятиями авиационного кластера госкорпорации, как ожидается, будет способствовать выходу ОАК на устойчивые показатели консолидированной чистой прибыли за счет более эффективного использования производственных мощностей и дальнейшего внедрения цифровых технологий.

В составе "Ростеха" у ОАК появляются новые возможности для развития гражданских программ – семейства самолетов МС-21, в который госкорпорация готова инвестировать порядка 55 миллиардов рублей до 2025 года, и Superjet-100. Кроме того, ОАК при поддержке "Ростеха" предстоит реализовать потенциал российского транспортного авиастроения, усовершенствовать продуктовый ряд военных самолетов и развить системы послепродажного обслуживания.

Есть в "Ростеха" и предприятие, выпускающее студийные микрофоны, гарнитуры для авиации, телефонные и микрофонные трубки, слуховые аппараты и капсюли. Речь о тульском заводе "Октава", основанном в 1927 году. Именно в микрофон "Октавы" Юрий Гагарин сказал свое знаменитое "Поехали!". U2, Sting, Iron Maiden, Radiohead, Мэрлин Мэнсон и Владимир Высоцкий использовали микрофоны этой марки для записи своих знаменитых треков.

С "Октавой" работают в студиях артисты лейбла Black Star и многие другие современные исполнители, а также именитые звукорежиссеры России и зарубежья. Завод принадлежит "Ростеху" с 2009 года. После передачи завода в прямое антикризисное управление "Ростеха" в 2017 году предприятие увеличило объемы производства вдвое и вышло на безубыточный уровень.

В ходе научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, активизации маркетинга команда завода разработала новые модели микрофонов, улучшила комплектацию основной линейки, а также существенно расширила партнерские связи, наладив сотрудничество с такими магазинами, как "Музторг", "Свет и музыка".

ПЕРСПЕКТИВЫ

"Ростех" не планирует останавливаться на достигнутых за 11 лет успехах. По словам генерального директора госкорпорации Сергея Чемезова, "Ростех" вошел в стадию активного роста, и в его стратегии до 2025 года заложен среднегодовой рублевый рост выручки на 17%.

"Для этого мы наращиваем загрузку предприятий, в том числе – за счет повышения объемов производства высокотехнологичной гражданской продукции. Объем производства гражданской продукции с момента основания корпорации вырос более чем в четыре раза. […] Согласно нашей стратегии, уже к 2025 году доля гражданской продукции в выручке превысит 50%", - сказал Чемезов РИА Новости.

По его словам, проводится масштабная работа по привлечению частных инвесторов в активы корпорации. "С самого начала мы стремились к тому, чтобы корпорация стала фабрикой по созданию высокотехнологичных производств и активов, которые были бы интересны рынку. Когда актив достигает определенного уровня развития, к нему начинают проявлять интерес инвесторы, и мы этого добились", - отметил глава "Ростеха".

По его словам, существенные доли в ПАО "АвтоВАЗ", в ПАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА", в АО "Концерн "Калашников" принадлежат частным акционерам. "В капитал АО "Вертолеты России" вошли РФПИ и иностранный инвестор. Принято решение о привлечении инвесторов в еще ряд холдингов", - добавил Чемезов.

Сегодня основная цель госкорпорации - повышение качества жизни людей через создание "умных" продуктов, заявил глава "Ростеха". "Уверен, через пять-десять лет государственная корпорация "Ростех" будет в числе лидеров среди промышленных корпораций мира", - резюмировал Чемезов.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Комментарии отключены.