ОБЗОР: Порты Приморья гасят угольную пыль

МОСКВА, 18 июл - РИА Новости/Прайм. Стивидорные компании Приморского края модернизируют мощности для снижения вредного воздействия при перевалке угля, вкладывая миллиарды рублей. Однако экологическая ситуация по-прежнему остается сложной​​​.

Крупнейшие стивидоры края, переваливающие уголь, рассказали РИА Новости, что они предпринимают для решения проблемы.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Проблема загрязнения воздуха угольной пылью в припортовых городах приобрела особую остроту после того, как школьник из Находки пожаловался на это президенту РФ Владимиру Путину в ходе прямой линии в 2017 году. Депутаты Госдумы даже предлагали запретить открытую перевалку угля в черте городов, однако от этой идеи отказались, так как это могло привести к закрытию терминалов, на которые приходится практически половина перевалки угля в РФ.

В апреле госинспекторы Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора обнаружили в бухте Врангеля (часть залива Находка, на берегу бухты находится порт Восточный) в Приморском крае, где ранее очевидцы сообщали о масштабном загрязнении угольной пылью, черное масляное пятно. В интернете вызвало бурную реакцию видео местных жителей, на котором видно, как черная пленка покрывает акваторию бухты Врангеля. В управлении Росприроднадзора после проверки на месте сообщили, что крупного загрязнения не обнаружили и предоставили видео акватории. Специалисты отметили, что загрязнена береговая полоса, взяты пробы вещества.

Управление начало ежедневные рейды в места перегрузки угля в портах Находка и Восточный. По итогам одной из проверок в Росприроднадзоре сообщили, что содержание взвешенных веществ в воде превышает норматив в 9,6 раза, а нефтепродуктов – в 70 раз.

В середине февраля занимавший тогда пост помощника президента РФ и главы контрольного управления президента Константин Чуйченко (сейчас вице-премьер, руководитель аппарата правительства) поручил к следующей зиме обеспечить чистый воздух для жителей Находки.

ИНВЕСТИЦИИ И МОДЕРНИЗАЦИЯ

Наиболее сложная экологическая ситуация складывается в Находке. Власти Приморского края с начала года подписали соглашения с девятью стивидорами Находки о комплексных мерах по снижению вредного воздействия на окружающую среду в ходе перевалки угля.

В "Находкинском морском торговом порту" (расположен в черте города, принадлежит структуре Романа Абрамовича и его партнеров) отметили, что проблема пыления при перевалке угля в Находке является комплексной, и для ее эффективного решения необходимо взаимодействие всех участников рынка и региональной власти. Всего на реализацию мер по обеспечению благоприятных экологических условий "Находкинский МТП" направит до конца 2020 года более 1,3 миллиарда рублей. По итогам 2017 года грузооборот компании составил 10 миллионов тонн.

"В рамках соглашения "Находкинский МТП" уже организовал ежедневый мониторинг состояния воздуха при помощи автоматизированного оборудования и планирует реализовать мероприятия по переходу до конца 2020 года на технологии перевалки угля, минимизирующие негативное воздействие на окружающую среду. В частности, на 2018 год нами запланировано завершение проектирования и начало строительства очистных сооружений, начало проектирования комплекса закрытой выгрузки угля с помощью вагоноопрокидывателя, возведение не менее 700 метров ветрозащитных экранов для ограждения мест выгрузки и накопления угля, установка стационарных систем пылеподавления – водо- и снегогенераторы на мачтах, около 200 металлических ограждающих упоров, которые будут препятствовать просыпу угля за периметр накопления", - заявили РИА Новости в компании.

Кроме того, в компании сообщили, что ведется круглосуточный контроль уровня предельно допустимых концентраций вредных веществ в воздухе с помощью анализаторов пыли. "До 1 сентября 2018 года все площадки "Находкинского МТП" оборудуют системами видеонаблюдения – это позволит контролировать работу систем пылеподавления и соблюдение технологии перегрузки угля в режиме онлайн", - сказали в компании.

"Торговый порт Посьет" расположен в одноименном поселке Приморского края. В настоящий момент перевалочные мощности порта позволяют отгружать до 9 миллиона тонн угля в год. Вложения "Мечела", которому принадлежит порт, в создание специализированного угольного терминала на сегодняшний день превысили 4,2 миллиарда рублей, сообщили РИА Новости в "Мечеле".

"Благодаря проекту модернизации, реализуемому "Мечелом", основные технологические операции были перенесены в закрытые помещения. Процесс разгрузки угольной продукции осуществляется вагоноопрокидывателями в закрытом здании, оснащенном системой аспирации, что исключает попадание угольной пыли в атмосферу. Конвейерное оборудование закрыто специальными металлическими кожухами, исключающими попадание угольной пыли в окружающую среду", - сказали в компании.

При пересыпании угольной продукции на склад происходит ее орошение с помощью водно-дисперсионной системы, установленной на стакерах-реклаймерах (устройство для складирования и обратной выгрузки каменного угля, передвигающееся по рельсам,). В 2017 году портом закуплен вакуумный погрузчик с манипулятором и фронтальным пылесборником, позволяющим эффективно собирать пыль на причале, складах и в технологических проездах. Прорабатывается вопрос закупки нескольких единиц снегогенераторных пушек, пояснили там.

В "Мечеле" отметили, что для каждого технологического этапа в рамках проекта модернизации разработаны решения по уменьшению экологической нагрузки. "Проектом предусмотрено водоорошение открытых складских площадок с углем. В порту также продолжается работа по строительству системы ливневой канализации", - добавили в "Мечеле".

"Восточный Порт" (расположен в бухте Врангеля, принадлежит структурам "Кузбасразрезугля") - единственный в Приморском крае специализированный угольный порт. За шесть месяцев 2018 года компания перевалила уже 12,3 миллиона тонн угля. Новая инфраструктура позволит нарастить мощности по перевалке до 40 миллионов тонн уже в 2019 году.

"Экологическая безопасность при проведении разгрузочно-погрузочных работ в АО "Восточный Порт" обеспечивается с помощью современного специализированного оборудования: ветрозащитных укрытий по пути перемещения составов с углем на выгрузку в закрытый комплекс вагоноопрокидывателей, оборудованный системами аспирации и пылеподавления "сухой туман", пересыпных станций закрытого типа, конвейерных линий, оборудованных ветрозащитными укрытиями, судопогрузочных машин, подающих уголь непосредственно в трюм судна, исключая его попадание в акваторию бухты", - сказали РИА Новости в компании.

Защиту от пыления на территории складов порта 24 часа в сутки обеспечивает комплекс высокотехнологичных экологических установок, включающий систему орошения складов, которая в автоматическом режиме с помощью 144 мощных промышленных пульверизаторов распыляет пресную воду на угольные штабели, добавили в компании.

За период с 2012 по 2017 годы компания инвестировала 1,2 миллиарда рублей в модернизацию оборудования, очистных сооружений и систем ветрозащиты, восполнение биоресурсов моря. В рамках экологической программы по переходу на закрытые технологии перевалки угля компания планирует инвестировать более 1,4 миллиарда рублей.

ВЫНОС МОЩНОСТЕЙ

Неоднократно поднималась необходимости выноса мощностей по перевалке пылящих грузов за черту городов, однако сделать это технически и финансово сложно.

В порту Посьет не стали комментировать реалистичность таких идей.

"Находкинский МТП" является одним из ведущих градообразующих стивидоров Дальнего Востока. Порт играет важную роль в реализации стратегических задач государства по развитию грузооборота со странами АТР, он имеет развитую инфраструктуру и выгодное географическое положение. В этой связи идея переноса мощностей порта за пределы Приморского края вряд ли реалистична. Кроме того, как показывает опыт других стивидорных компаний, строительство нового комплекса – это проект на десятки миллиардов рублей и длительностью не менее 4-5 лет", - сказали в компании.

В "Восточном порту" отметили, что, так как мощности компании расположены в отдалении от жилых кварталов, это позволяет компании расти, а производственные процессы выстроены с целью максимальной эффективности перевалки и предотвращения воздействия на окружающую среду.

 

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Комментарии отключены.