ОБОБЩЕНИЕ - IPO "Детского мира" пробило лед кризиса и санкций

МОСКВА, 8 фев - РИА Новости/Прайм. Главным итогом размещения акций "Детского мира" стал не объем привлеченных средств или масштаб сделки, а ее значимость для рынка - IPO продемонстрировало интерес зарубежных инвесторов к российским активам даже в непростой экономической ситуации и при сохраняющихся санкциях.

"Детский мир", крупнейший российский ритейлер детских товаров, объявил об итогах IPO в среду. Акционеры компании продали 216,515 миллиона акций (29,3% капитала ритейлера), а в случае реализации опциона дополнительного размещения объем продажи составит 247,912 миллиона акций (33,55% капитала).

Опцион предоставляется совместным организаторам размещения - Credit Suisse, Goldman Sachs, Morgan Stanley, "Сбербанк КИБ" и UBS. Цена размещения - 85 рублей за акцию, то есть объем предложения составляет 21,1 миллиарда рублей в случае полного исполнения опциона или 18,4 миллиарда без него.

АФК "Система", которая до IPO владела 72,57% в "Детском мире", продала 145,056 миллиона акций (19,63% капитала), а в случае реализации опциона количество акций возрастет до 166,814 миллиона (22,57% капитала). То есть в последнем случае АФК сохранит за собой 50% плюс одну акцию в компании.

Крупнейшим миноритарием остается Российско-китайский инвестиционный фонд (РКИФ), учредителями которого являются Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) и China Investment Corporation. До IPO фонд владел 23,1% в "Детском мире", в ходе размещения он продал 64,261 миллиона акций (8,7% капитала, с опционом - 73,9 миллиона акций, или 10% капитала).

Глава РФПИ Кирилл Дмитриев в среду заявил, что в ближайшее время РКИФ не планирует продавать оставшийся у него пакет акций ритейлера, однако допустил выход из капитала "Детского мира" через три-пять лет. В рамках IPO свои акции продали и некоторые представители менеджмента сети и АФК.

Рыночная капитализация компании на момент начала торгов составит приблизительно 62,8 миллиарда рублей. Акции "Детского мира" допущены к торгам в первом котировальном списке Московской биржи. Начало торгов запланировано на 10 февраля под тикером DSKY.

"Размещение акций "Детского мира", ставшее первым рыночным IPO в России за последнее время, показывает, что осторожный интерес к российским активам со стороны зарубежных инвесторов возвращается. Акции "Детского мира" могут предложить инвесторам привлекательную альтернативу в российском розничном секторе", - пишут аналитики "Уралсиба".

ДОЛГО ЗАПРЯГАЮТ, БЫСТРО ЕДУТ

Впервые о возможности проведения IPO "Детский мир" объявил еще в 2011 году. Занимавший в то время должность гендиректора компании Георгий Кравченко говорил, что размещение может пройти в 2013-2014 годах, и инвесторам может быть предложено 25% акций. Однако в назначенные сроки размещение не состоялось, и планы по IPO неоднократно переносились.

В прошлом году основной акционер и председатель совета директоров АФК Владимир Евтушенков заявлял, что размещение акций может пройти в марте 2017 года, однако не уточнял, на какой именно площадке. Так, рассматривалась возможность размещения на Лондонской или Гонконгской бирже.

В результате прогноз Евтушенкова почти сбылся - IPO прошло в феврале, причем очень быстро: если 16 января компания объявила о размещении официально, то уже через три с половиной недели была объявлена цена акций сети.

МОРОЗ И СОЛНЦЕ - ДЕНЬ ЧУДЕСНЫЙ ДЛЯ IPO

Основной тезис, который звучал в среду во время объявления итогов размещения - IPO "Детского мира" демонстрирует глобальным инвесторам привлекательность российских компаний, даже в условиях проблем в экономике и при сохраняющихся санкциях.

"В нынешних условиях сохраняющихся санкций, в условиях, когда долгое время у нас отсутствовал в стране экономический рост, произошло очень успешное размещение частной компании", - отмечал председатель правления Московской биржи Александр Афанасьев. Он обратил внимание на переподписку на акции "Детского мира", а также на широкий круг иностранных инвесторов, подавших заявки на приобретение бумаг.

"И при этом – исключительно в национальных бумагах, на национальной площадке и даже, как мы видим, в такую вполне себе национальную погоду", - добавил он, отмечая весьма морозную, но солнечную московскую среду. По его словам, необходимость для компании размещать свои акции на нескольких площадках, московской и зарубежной - миф, который опровергает пример "Детского мира".

"Работа, которая была проделана и менеджментом компании, и ее сотрудниками демонстрирует прежде всего скептикам, которые разные вещи говорят о проблемах российской экономики, что, несмотря на все сложности, создание таких компаний, рост и размещение возможны и реализуются на практике", - был солидарен с ним президент АФК "Система" Михаил Шамолин.

Комментируя выбор площадки для размещения, он отметил, что Московская биржа, с одной стороны, в последние годы повысила свою эффективность, с другой - гарантирует доступ к торгам и иностранных инвесторов. В то же время российское законодательство для компании ближе и понятнее.

"Сегодня торговля акциями в мире настолько глобальна, происходит настолько просто и эффективно, что мы не видели большой разницы, не почувствовали, что мы получили бы какую-то существенно более высокую оценку и более высокую ликвидность, проводя IPO в Лондоне или Гонконге", - указал топ-менеджер.

"Мы получили годовую доходность свыше 90% годовых в долларах на этих инвестициях как Российско-китайский инвестиционный фонд. Это показывает, что в России можно хорошо инвестировать и получать крайне высокие доходы. Мы считаем, что, действительно, историческое событие сегодня – первое пост-кризисное IPO, которое открывает рынки для других компаний", - резюмировал глава РФПИ Дмитриев.

КАЧЕСТВО ИНВЕСТОРОВ - БОЛЬШОЙ УСПЕХ

Зарубежных инвесторов в рамках размещения сети, действительно, было много. По словам гендиректора РФПИ, более 90% заявок было подано иностранными инвесторами, и более 30% - американскими. В IPO приняли участие ведущие инвестиционные фонды Ближнего Востока, Европы, Азии и США.

"В сделке приняло участие больше 80 инвесторов. В основном покупателями акций выступили иностранные инвесторы, на которых пришлось порядка 90% предложения. Из них доминировали инвесторы из США и Великобритании, на которых пришлось 25% и 35% спроса соответственно, порядка 20% - на Европу, остальное - на Россию и прочие регионы, включая Азию и Ближний Восток", - рассказал РИА Новости руководитель управления рынков капитала, управляющий директор "Сбербанка КИБ" Антон Мальков.

По его словам, в сделке не было розничного транша, а частные инвесторы заходили через институциональных инвесторов. Это была сделка, которую делали без якорных инвесторов, сделка прошла с комфортным уровнем переподписки, отметил Мальков. "С точки зрения качества инвесторов, мне кажется, это большой успех для рынка в целом", - заключил он.

ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАРАБОТАТЬ

Изначально компания ориентировала инвесторов на цену размещения в диапазоне 85-105 рублей за бумагу, что соответствовало оценке компании от 62,8 миллиарда рублей до 77,6 миллиарда рублей. В понедельник ориентир цены был сужен до 85-90 рублей за акцию, а во вторник - до 85-87 рублей за акцию.

При этом инвестбанки в ходе подготовки IPO давали "Детскому миру" более высокую цену - например, "Сбербанк КИБ" оценивал компанию в 98-118 миллиардов рублей. Поэтому в среду не мог не встать вопрос - почему в результате IPO прошло по нижней границе ценового диапазона?

"Мультипликатор к такому параметру как EBITDA составил на основе этого размещения порядка 7,1, что сравнимо с мультипликаторами таких ведущих крупнейших торговых сетей, как X5 или "Лента". Они находятся в другом сегменте – продуктовом, продуктовый ритейл всегда оценивается дороже, чем ритейл непродуктовый", - указывал президент АФК.

"Поэтому мы считаем, что с точки зрения мультипликаторов и цены мы абсолютно в рынке разместились и разместились очень хорошо. Мы не стали задирать цену исходя из тех соображений, что инвесторы, которые пришли и вложились в "Детский мир", должны иметь возможность заработать, и мы хотим зарабатывать вместе с ними", - добавил Шамолин.

По мнению БКС, оценка компании по нижней границе диапазона соответствует оценке X5 Retail Group и дисконту в 14% к стоимости "Магнита". "Мы считаем эти уровни приемлемыми, учитывая перспективный профиль роста "Детского мира" и ожидания более низкой ликвидности его акций", - заключают аналитики.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Комментарии отключены.