ОБЗОР - Fitch не видит сильных рисков в лизинговой отрасли РФ после ухода "Трансаэро"

Добавлены оценки и прогнозы Fitch (после пятого абзаца).

МОСКВА, 13 дек - РИА Новости/Прайм. Fitch не видит существенного риска для лизинговой отрасли России после ухода с рынка в прошлом году авиакомпании "Трансаэро", сообщил младший директор аналитической группы по финансовым организациям Fitch Ratings Руслан Булатов.

"По поводу авиа. После ухода из портфелей "Трансаэро" эта концентрация (риска - ред.) подсократилась, и сейчас это более или менее в разумных пределах. Да, у многих "топов" есть там (в бизнесе - ред.) "Аэрофлот", но существенных рисков мы там не видим", - сказал Булатов на деловом завтраке Fitch "Бизнес-перспективы и регулирование лизинговой отрасли", презентуя исследование по рынку лизинга в РФ.

Второй по пассажирообороту российский авиаперевозчик "Трансаэро" не смог обслуживать долги, составляющие вместе с лизинговыми обязательствами около 250 миллиардов рублей. Сертификат эксплуатанта авиакомпании отозван с 26 октября 2015 года. Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области 16 декабря признал обоснованным заявление Сбербанка о банкротстве "Трансаэро" и ввел в компании процедуру наблюдения.

"Крупнейшие лизинговые компании доминируют в авиационной и железнодорожной отрасли, и этот сегмент относительно рискованный ввиду очень больших концентраций, больших объемов бизнеса и высокой волатильности на актив в части ж/д", - указал Булатов.

"Мы все еще считаем, что железнодорожный транспорт в лизинговом портфеле компаний хрупкую позицию занимает и все еще зависит от дальнейшего экономического роста", - отметил он.

ОЦЕНКА РЫНКА

Fitch оценивает лизинговый рынок РФ примерно в 2 триллиона рублей, или 2,5% активов российской банковской системы. При этом количество участников рынка оценивается в диапазоне от 1 до 4 тысяч компаний, но рыночный бизнес из них имеют только 100-200 игроков.

Концентрация бизнеса на лизинговом рынке РФ выше, чем на банковском. Так, доля банковских дочерних компаний составляет примерно 70% сектора в лизинге, из которых примерно 65% - дочерние компании госбанков, говорится в исследовании.

ТОПЫ

Самыми крупными игроками на лизинговом рынке РФ, по оценке Fitch, являются "дочки" ВЭБа, ВТБ, Сбербанка, Газпромбанка, Альфа-банка.

"Доминируют в основном "дочки" госбанков (ВЭБа, ВТБ и Сбербанка - ред.) - их совокупная доля в районе 60-65%", - отметил Булатов. Из реально независимых от банков игроков более или менее значительную долю бизнеса имеют только две компании - ГТЛК и "Трансфин-М", сказал он.

"На самом деле рынок очень концентрирован: крупнейшие три компании занимают около 60-65%, но эта оценка очень гипотетическая, возможно, их доля больше", - добавил он.

При этом доля самих лизинговых "дочек" ВТБ, Сбербанка Газпромбанка, Альфа-банка в бизнесе материнских банков невысока, за исключением ВЭБа, сообщил Булатов. "Единственный, у кого эта доля значима, - это ВЭБ, у которого эта доля выше 10%. У всех остальных - это 3% и менее от их бизнеса", - отметил он.

ПРОГНОЗЫ

По оценке Fitch, в 2017 году российский лизинговый сектор совокупно увеличится не более чем ВВП России.

"Очевидно, портфели (лизинговых компаний - ред.) не росли в последнее время, а большей частью сжимались. Возможно, некоторые начнут расти по итогам (2016 - ред.) года на несколько процентов", - отметил Булатов.

"В следующем году Fich ожидает роста ВВП РФ на 1-2%. Не думаю, что рынок (лизинга - ред.) вырастет выше", - сказал он.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Комментарии отключены.