Сервисы, подобные Skype и Viber, к 2017 году превысят трафик сотовых операторов в 4,5 раза

МОСКВА, 9 июн - РИА Новости. Независимые приложения для общения, подобные Skype и Viber, сервисы по трансляции видео и музыки (Over-the-top, OTT), становятся все более популярными у абонентов сотовых сетей. По сути, это компании, зарабатывающие деньги на трафике сотовых компаний и ничего не предлагающие им взамен.

Учитывая, что сотовые операторы, в том числе и в России, уже вывели на рынок сравнительно дешевые безлимитные тарифы на передачу данных, OTT-рынок становится для них серьезной проблемой.

У операторов остается три варианта - стать "трубой" для передачи данных с предельно низкой маржинальностью, ввести отдельную тарификацию для OTT-компаний, которые, как в случае со Skype, напрямую конкурируют с базовым бизнесом оператора, договориться с OTT-сервисами о разумных условиях разделения выручки, или пытаться создавать собственные сервисы, конкурирующие с независимыми поставщиками OTT-услуг.

ТЕЛЕФОН НЕ ДЛЯ ГОЛОСА

"Сегодня мы наблюдаем тенденцию по росту трафика ОТТ-сервисов, которая продолжится и в будущем: по прогнозам в ближайшие пять лет объем мобильного трафика в мире возрастет в 13 раз, в Европе - в 9 раз, и этот рост будет обеспечиваться преимущественно за счет ОТТ-сервисов, чей трафик к 2017 году превысит трафик сотовых операторов в 4,5 раза», - говорит представитель МТС Дмитрий Солодовников.

"При этом сотовым операторам необходимо увеличивать пропускную способность своих сетей, нести расходы на их техобслуживание, развивать новые технологии (3G, LTE), инвестируя в это значительные средства. Перед OTT-операторами таких задач не стоит - они используют сети сотовых компаний для предоставления своих услуг, у них нет стимула для эффективного использования сетевого ресурса", - сожалеет он.

Тем не менее, по словам Солодовникова, МТС нацелена на сотрудничество с поставщиками ОТТ-сервисов, которое позволит эффективно использовать ресурсы сети и избежать перегрузки.

"Выхода у операторов два – или разделение доходов с ОТТ-операторами или приоритизация трафика по его типу за счет специальных тарифов, которые будут создаваться исходя из профиля потребления пользователя. Успешный опыт сотрудничества с поставщиками онлайн-сервисов есть - МТС уже более года сотрудничает с Google и Microsoft по продвижению облачных решений и приложений для смартфонов, работая по схеме разделения доходов", - резюмирует представитель сотового оператора. Условия сотрудничества с Google и Microsoft в МТС не раскрывают.

"Растущая потребность в услугах передачи данных, рост трафика и скорости в передаче данных обуславливают высокий уровень инвестиций операторов в сеть. При этом все более актуальным становится вопрос монетизации вложений операторов – особенно на фоне возрастающего вклада в нагрузку на сеть со стороны OTT-игроков. С одной стороны, OTT генерируют сильную дополнительную нагрузку на инфраструктуру операторов, сами при этом не неся расходов. При этом в целом мы рассматриваем сотрудничество с ОТТ-игроками как возможность дальнейшего развития в плане новых продуктов и сервисов", - соглашается пресс-секретарь "Вымпелкома" Анна Айбашева.

ВЫНУЖДЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО

У "Вымпелкома", к примеру, достигнуто соглашение с Google, когда абоненты сотовой компании могут использовать счет своего мобильного телефона для доступа к контенту Google Play - для тестирования и покупки приложений. При этом оплата за использование выбранного приложения будет списываться со счета телефона или будет включена в ежемесячный счет за мобильную связь. Такая же возможность оплаты приложений в магазине Windows Phone со счета мобильного для абонентов «Билайн» реализована совместно с Microsoft. "Мы против ограничений по типу трафика, хотя и экспериментировали с этим. Клиент должен быть волен получить тот сервис, за который платит и которого хочет", - резюмирует Айбашева.

"Операторы хотят получать часть прибыли со всех компаний, которым обеспечивают техническую возможность работы. Например, работая с контент провайдерами - сотовые компании получали около 50% стоимости заказов. К сожалению для них, сейчас появились сервисы, которые могут обходить сотрудничество с операторами. Но ОТТ-сервисы также не могут полностью не прислушиваться к операторам - те могут ограничить им доступ к сервисам. Поэтому думаю, что наиболее вероятный вариант - разделение прибыли, когда операторы OTT-услуг отчисляют часть прибыли телеком-операторам", - говорит руководитель информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков.

ТЕЛЕВИЗОР В ТЕЛЕФОНЕ

На данный момент одним из наиболее быстрорастущих сегментов рынка OTT является трансляция видео на мобильные устройства. По прогнозам J’son & Partners Consulting, российский рынок ОТТ-видеосервисов будет расти опережающими темпами по отношению к мировому рынку: в период 2013-2017 годов рынок увеличится в 4,8 раза, при этом совокупный среднегодовой рост (CAGR) 2013-2017 составит 48%. Общий объем мирового рынка OTT-видеосервисов вырастет с 17 миллиардов долларов в 2013 году до 28,9 миллиарда долларов к 2017 году, а объем российского рынка OTT-видеосервисов вырастет с 98 миллионов долларов до 470 миллионов долларов к 2017 году.

По оценкам консультантов J’son & Partners Consulting, проникновение услуги ОТТ в России составило 25% по итогам 2012 года и 37% на 2013 год. Наибольший рост аудитории произошел в 2010-2011 годах. К 2017 году зрительская аудитория ОТТ-видеосервисов в России составит 91 миллион человек.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Комментарии отключены.