МЭР предлагает к концу 2012 г преобразовать ВЭБ и АСВ в публично-правовые компании

МОСКВА, 11 авг - РИА Новости. Минэкономразвития предлагает к четвертому кварталу 2012 года преобразовать Внешэкономбанк (ВЭБ) и АСВ, а затем и другие госкорпорации, в новую организационно-правовую форму - публично-правовые компании, говорится в материалах к проектам законов, подготовленных министерством и опубликованных на его сайте.

В послании к Федеральному Собранию РФ в 2009 году президент России Дмитрий Медведев отметил, что форма госкорпораций в современных условиях в целом бесперспективна. Согласно плану-графику мероприятий по преобразованию и ликвидации госкорпораций и госкомпании «Автодор», утвержденным 29 декабря 2010 года, они должны быть либо преобразованы, либо реорганизованы, либо ликвидированы.

"После введения в законодательство Российской Федерации организационно-правовой формы "публично-правовая компания" согласно плану-графику, в нее предполагается преобразовать государственные корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" и "Агентство по страхованию вкладов" в четвертом квартале 2012 года", - говорится в пояснительной записке к проектам законов.

НОВЫЕ ФОРМЫ - НОВЫЕ ПРАВИЛА

Минэкономразвития отмечает, что предлагаемые изменения направлены на унификацию законодательства о госкорпорациях (госкомпаниях), повышение эффективности и степени прозрачности их деятельности путем введения в законодательство РФ новой организационно-правовой формы – "публично-правовая компания" и "последующим преобразованием государственных корпораций, действующих в неконкурентной среде, в них".

Рост числа госкорпораций и создание госкомпании "Автодор" были обусловлены "поиском оптимальной модели представления интересов государства в различных сферах социальной и экономической действительности, необходимостью исключения излишнего бюрократического администрирования и несовершенством нормативного законодательства", напоминает Минэкономразвития.

Однако за время их существования возникли вопросы к юридическому оформлению их деятельности. В каждом конкретном случае российские власти устанавливали отдельным законом правовое положение, принципы организации, цели создания и деятельности очередной госкорпорации.

Новые законопроекты предлагают ввести в правовую систему РФ организационно-правовую форму "публично-правовой компания" как "некоммерческое юридическое лицо, созданное в порядке, установленном законопроектом и на основании решения правительства РФ или федерального закона, осуществляющее свою деятельность в интересах государства и общества".

Они будут наделены "специальной правоспособностью, а также отдельными государственно-властными полномочиями" в случаях, когда государство их согласится отдать.

Минэкономразвития считает, что публично-правовая компания не может быть признана банкротом. При этом РФ не отвечает по обязательствам публично-правовой компании, а публично-правовая компания не отвечает по обязательствам России.

КТО БУДЕТ РУЛИТЬ?

Минэкономразвития предлагает унифицировать систему органов управления публично-правовых компаний, тем самым устранив разночтения в организации работы госкорпораций, ряд которых фактически подотчетен президенту, ряд - правительству.

Согласно предложениям, высшим органом управления такой компании является наблюдательный совет, состав которого утверждается правительством на пять лет. Председатель совета назначается на срок до пяти лет или на срок ее существования.

Генеральный директор также назначается на должность правительством на срок деятельности компании и может быть досрочно освобожден от должности.

КАК НА ГОССЛУЖБЕ

Законопроекты предусматривают распространение на работников публично-правовых компаний ряда запретов, действующих для госслужащих. Так, работнику такой компании запрещается осуществлять предпринимательскую деятельность, руководить коммерческой компанией, за исключением участия с согласия набсовета публично-правовой компании.

Также нельзя получать подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха за выполнение своей работы. Запрещается принимать от иностранных государств, международных организаций награды, почетные и специальные звания, за исключением научных, без письменного разрешения представителя работодателя. Кроме того, сотрудникам таких компаний нельзя будет использовать должностные полномочия в интересах политических партий, общественных и религиозных объединений и иных не являющихся объектом деятельности публично-правовой компании организаций.

СОМНЕНИЯ ПРОШЛЫХ ЛЕТ

Ранее Минэкономразвития предлагало сохранить форму госкорпорации для АСВ, потому что оно не несет никаких коммерческих функций, в рынке не участвует и конкуренцию не искажает. Кроме того, по мнению МЭР, нецелесообразно было преобразовывать "Олимпстрой", поскольку он должен быть ликвидирован по окончании Олимпийских игр в Сочи в 2014 году, а также фонд ЖКХ.

"Ростехнологии" и "Автодор" предлагалось преобразовать в акционерные общества. Внешэкономбанк, "Ростехнологии" и "Росатом", по мнению Минэкономразвития, требовали более выверенного подхода, поскольку они выполняют не только государственные функции.

Так, "Росатом" является регулятором, издает нормативно-правовые акты в сфере атомной энергетики, но в то же время осуществляет функции генерации и сервиса на коммерческой основе, а также до 2011 года управляет ФГУПами. Таким образом, Минэкономразвития предлагает до окончания этого срока не реорганизовывать "Росатом", а затем еще раз проанализировать возможность разделения функций коммерческих и публичных.

Уже в конце июня этого года сообщалось, что "Ростехнологии" сохранят за собой статус госкорпорации, став корпорацией развития. А «Роснано» первой из госкорпораций завершила реорганизацию и с 11 марта 2011 года была перерегистрирована в открытое акционерное общество. Все 100% акций компании поступили в собственность государства.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Комментарии отключены.