Стратегии выхода из кризиса пандемии: опыт компании MODERNIST

MODERNIST: пережить кризис и выполнить все обязательства.

Содержание:

2020 год. Пандемия и начало кризиса

2021 год. Кризис и сложности с франчайзи

2022 год. Новый вектор развития

По данным Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности, в последние годы значительно выросло производство мебели: в 2021 г. – на 36,5% по сравнению с 2020-м и на 46,2% относительно 2019-го.

Спрос на мебель растет, и конкуренция на рынке высокая, что особенно заметно в крупных городах – Москве, Петербурге, Краснодаре. При этом на отрасль во многом повлияли пандемийные ограничения и повышение цен на материалы.

Тем не менее развиваться в современных реалиях возможно, и бренд дизайнерской мебели MODERNIST это доказывает. В данной статье расскажем об истории компании, о трудностях, с которыми она столкнулась, и их преодолении.

Для справки

История бренда «Модернист» началась с 2018 года. Его основатель Сергей Мирошников – предприниматель из Краснодара. Кредитный капитал на старте – 700 тыс. руб., но уже к концу 2020-го чистая прибыль компании составила 24 млн руб.

На рынок «Модернист» вышел на бизнес-модели, в основе которой – прямые продажи через соцсети. Компания одной из первых начала работать напрямую с потребителями по принципу D2C. При таком варианте сотрудничества с покупателями продукция поставляется напрямую с производства, а предприятие самостоятельно руководит всеми процессами – от разработки коллекций мебели до продаж и доставки.

Изначально MODERNIST специализировался на производстве стульев, однако сегодня в каталоге фабрики также представлены диваны, столы, пуфы, кресла, кровати.

2020 год. Пандемия и начало кризиса

До весны 2020 года бизнес работал стабильно: популярность изделий росла, клиенты оставляли положительные отзывы о качестве мебели MODERNIST и сотрудничестве в целом.

Но к концу зимы 2020-го ситуация осложнилась. Мир постепенно уходил на самоизоляцию, закрывались производства и магазины. Возникли сложности у поставщиков, многие логистические цепочки были разорваны. Кроме того, выросла цена на древесину, из-за чего увеличилась стоимость продукции. Покупатели оказались не готовы к таким изменениям, поэтому продажи заметно упали.

Но самые серьезные трудности начались, когда в России наступил локдаун. Производство мебели, как и многие другие отрасли, в буквальном смысле остановилось: предприятиям запретили работать, но договоренности с заказчиками, сотрудниками и финансовыми организациями никто не отменял. В таких условиях многие оказались на грани выживания и были вынуждены закрыть бизнес.

Однако «Модернист» выполнил все обязательства перед клиентами и оставался на плаву. Более того, по словам основателя бренда Сергея Мирошникова, выбранная модель D2C показала свою жизнеспособность именно в этот период: большинство клиентов обращались напрямую через соцсети и сайт, проблемы оперативно решались. Таким образом, конструктивный диалог с людьми удавалось сохранять.

2021 год. Кризис и сложности с франчайзи

Изначально бренд мебели Modernist ориентировался на онлайн-сегмент. Стулья активно продавались через сайт и в Instagram. В пандемию популярность интернет-шопинга взлетела – «Модернист» активно развивался. Но вскоре стало понятно: чтобы масштабироваться дальше, необходимы офлайн-магазины в крупных городах. Так, несмотря на ковидные ограничения и сложности с поставщиками, удалось запустить франчайзинговую сеть и открыть 12 представительств в мегаполисах.

На первый взгляд, стратегия оказалась верной. Доход бизнеса за год вырос в 20 раз. Во многом этому способствовала грамотная стратегия: стулья оказались востребованным товаром. Они не занимают много места на складе, их производство довольно быстрое, а покупают, как правило, не 1, а сразу 3-6 предметов. Постепенно ассортимент расширялся: запустили продажи диванов, столов, кроватей, пуфиков.

Но недобросовестные партнеры начали продажу сторонней продукции низкого качества от имени «Модерниста». Серьезные сложности начались в январе 2021-го, когда один из франчайзи, согласно договору, должен был поставить 70 единиц, но отгрузил только 5. Причина была объективной: многие его сотрудники заболели коронавирусом. Но франчайзи уведомил о проблеме всего за 2 недели до сдачи заказа. Соответственно, возникли задержки с доставкой. Компания впервые столкнулась с подобными трудностями. Покупатели писали заявления на возврат, существенно пострадала репутация бренда.

«Модернист» выполнил обязательства и вернул деньги. Однако еще более очевидной стала зависимость от поставщиков и деятельности франчайзи. В это время появились и первые негативные отзывы в Сети. Их писали как недовольные клиенты, так и конкуренты, которые нагнетали и без того сложную обстановку вокруг компании.

Стратегия выхода из кризиса

Из ситуации, когда негатив льется рекой, а продажи стремительно падают, нужно было выходить. И компания разработала стратегию, благодаря которой смогла решить проблемы.

Можно отметить ее основные моменты:

Закрытие сети франчайзи. Продолжили работу только собственные шоурумы в Москве, Санкт-Петербурге и Краснодаре. Представительства теперь подчиняются головному офису и несут материальную ответственность. Подобный шаг оказался тяжелым для предприятия: закрытие магазинов негативно повлияло на выручку. Так, в апреле 2021 года фабрика потеряла почти 8 млн руб. Тем не менее это позволило снизить градус негатива в адрес бренда от тех, кто успел купить товар низкого качества.

Компания наладила собственное производство и отказалась от недобросовестных поставщиков. Был организован строгий контроль качества на всех этапах изготовления продукции. На налаживание процессов понадобилось около 2 месяцев, но благодаря этому уже в августе 2021 года фабрика мебели MODERNIST смогла обеспечить клиентам своевременную доставку стульев. По словам Сергея Мирошникова, количество продукции значительно выросло. Стандартно основной поставщик делал 1000 стульев за 5 месяцев, а на собственных производственных мощностях в период с августа по октябрь 2021-го было изготовлено около 2000 стульев. Именно на этом этапе удалось остановить падение чистой прибыли.

На момент перестройки производства сроки поставок были сорваны по 50% заказов. Только представьте: каждый 2-й покупатель получал заказ со значительной задержкой. Количество негативных отзывов в Сети росло с космической скоростью. В большинстве случаев люди требовали возврата денег. Руководство организовало работу отдела по взаимодействию с клиентами так, чтобы каждая ситуация рассматривалась индивидуально. Менеджеры до сих пор ведут диалог с мебель покупателями по прошлым задержкам и находят решения, полностью устраивающие обе стороны.

Были пересмотрены внутренние бизнес-процессы – в частности, принято решение поставлять продукцию непосредственно с фабрики, минуя промежуточные склады. За счет этого время доставки сократилось в разы, также удалось существенно сэкономить на аренде складских помещений.

К решению проблем привлекли опытных консультантов, которые проводили мероприятия по оптимизации алгоритмов, результативности рекламных запусков, экономии средств.

Такая стратегия быстро доказала свою эффективность. Компания выполнила практически все обязательства перед клиентами, которые приобретали продукцию в 2020-2021 гг., а новые заказы теперь доставляются без задержек. При этом всю мебель Modernist отличает высокое качество и безупречный внешний вид.

2022 год. Новый вектор развития

По данным исследования M.A.Research, в 2021 году онлайн-торговля в русскоязычном сегменте Интернета выросла на 34%. Можно предположить, что такая тенденция сохранится и в будущем: за годы пандемии люди успели оценить плюсы онлайн-шопинга. Именно поэтому основной упор в компании продолжают делать на продажи через сайт и в Instagram.

В настоящее время предприятие еженедельно изготавливает 600-700 стульев. Мебель доставляется вовремя, и положительные отзывы о MODERNIST подтверждают этот факт. Бренд «Модернист» дает клиентам не просто качественную продукцию, но предлагает дизайнерскую мебель по адекватным ценам. С компанией также сотрудничают юридические лица – застройщики, дизайнеры и др.

Опыт компании «Модернист» в условиях кризиса в очередной раз показывает, что найти выход можно даже из самой сложной ситуации. Разумеется, тут нужна грамотная стратегия и качественный продукт, интересный покупателям. По словам Сергея Мирошникова, самое простое в подобной ситуации – закрыть магазины и объявить о банкротстве. Так поступили многие фирмы из мебельной отрасли, но это путь в никуда: нужно искать решение, даже если кажется, что выхода нет.

Отметим также, что на дизайнерские стулья Modernist сохраняется высокий спрос, к тому же сейчас в связке «производитель-клиент» нет лишних посредников, все комплектующие изготавливаются прямо на фабрике, а значит, нет зависимости от поставщиков.

В настоящее время, по словам Сергея Мирошникова, бренд Modernist преодолел кризис и справился со всеми его последствиями. Более того, компания смогла сохранить свои позиции и выйти на новый уровень: повысилась рентабельность бизнеса, вновь происходит активное наращивание производственных мощностей и продаж. В планах – дальнейшее расширение и открытие новых офлайн-магазинов.

Комментарии отключены.