Альпари: Банк России заработал на золоте

На 31 июля 2020 года международные резервы России достигли $591,8 млрд. Текущий размер рекордный за 12 лет. За всю новейшую историю России объем ЗВР был выше лишь в течение короткого промежутка (три недели) в августе 2008 года, достигая на пике $598,1 млрд. Рост резервов достигнут, несмотря на расходование их части. С конца марта Банк России продал на МосБирже $13,5 млрд из своих ЗВР и Фонда национального благосостояния, поддерживая рубль и финансируя дефицит федерального бюджета. Рекордный почти за 10 лет взлет цен на золото, на которое к началу кризиса приходилась 20% резервов, позволил компенсировать все потери. На 1 августа золотой запас Банка России стоил $144 млрд, или 24% международных резервов ЦБ.

На долларовые активы в начале года приходилось 24,5% от ЗВР. В 2019 году Банк России сбросил почти весь портфель гособлигаций США и разместил американскую валюту на депозитах в коммерческих и центральных банках за рубежом. Стоит напомнить, что из общего объема ЗВР 80%, или $473 млрд, представляют из себя резервы непосредственно ЦБ. Еще $116,8 млрд, или 20% — это ФНБ, принадлежащий правительству России, в котором с 2018 года копились нефтяные сверхдоходы. Финансовые возможности российских властей действительно велики.

Что это значит, если возможности государства ограничены, мы видим на примере Турции. Начав год с $81 млрд в резервах, к июлю ЦБ Турции имел уже только $51 млрд. Если же исключить из этой суммы кредиты иностранных ЦБ, то фактический объем ЗВР Турции отрицательный. То есть Центробанк был должен больше, чем имел на $13,5 млрд. Как следствие — девальвация лиры. У международных резервов два ключевых назначения — стабильность национальной валюты и при необходимости выплаты по суверенным долгам. Во время кризиса Lehman Brothers 2008-2009 гг. они также использовались для рефинансирования внешних долгов. Нельзя было допустить дефолта ведущих российских компаний или чтобы контрольный пакет их акций достался внешним кредиторам.

Размер международных резервов в значительной степени определяет суверенный рейтинг. Однако суверенные рейтинги России Moody’s или S&P занижены по политическим причинам. Можно считать их одной из форм санкций со стороны США. Банк России часто критикуют, особенно оппозиционные СМИ, но как известно, самое красивое — это счет на табло.

Александр Разуваев, руководитель ИАЦ

Другая аналитика