Открытие Брокер: Возможное смягчение политики ФРС оказывает поддержку рынку драгметаллов

Конец весны и лето 2019 года выдались для рынков драгоценных металлов бурными. Рынки золота и серебра вышли из длительных диапазонов консолидации и вырвались вверх, закрепляя динамику в растущем тренде. Накопленный потенциал к росту разорвал держателей коротких позиций, что резко повысило волатильность. Увеличившиеся покупки Центробанков дополнились выросшим инвестиционным и спекулятивным спросом.

В мае вероятность достижения торговых договоренностей между США и Китаем резко снизилась, что привело к увеличению негативных настроений. Постепенно начали расти ожидания начала рецессии в экономике США и в мире, которое подтверждалось ухудшившейся экономической статистикой и инвертирующимися кривыми доходностей облигаций. Инвесторы начали все больше покидать фондовый рынок, повысив спрос на страховые активы.

Озабоченность по поводу состояния мировой экономики сопровождалась резким усилением напряженности на Ближнем Востоке. Дело дошло от обмена подозрениями до направления американских военных к иранской территории для нанесения удара. Однако в последний момент Д. Трамп решил отозвать своё решение и предложить очередные переговоры иранской стороне. Это вызвало панику среди инвесторов и стало одним из триггеров роста цен на золото.

Следующим поводом к росту можно обозначить поведение ФРС США ходе июньского заседания, когда состоялся первый намек на смягчение денежно-кредитной политики. Процентная ставка не была понижена, но инвесторы расценили заявления представителей ФРС как обещание сильного смягчения денежно-кредитной политики. В свете этого рынок золота получил мощный импульс и преодолел давно штурмуемый сильный уровень сопротивления $1350/унция, устремившись выше $1400/унция.

Остальные Центробанки, особенно ЕЦБ и Банк Японии, начали усиливать тенденцию обещаниями возобновления стимулирующих программ. Банк Японии сохранил процентную ставку без изменений, но ухудшил оценку экономической ситуации. Банк Англии оставил ставку без изменений, ухудшил прогнозы по росту ВВП Великобритании и повысил вероятность выхода из ЕС без сделки. ЕЦБ подчеркнул, что готов использовать любые из доступных инструментов в случае, если состояние экономики еврозоны не улучшится. Все Центробанки отмечали рост глобальных рисков.

Саммит G20, состоявшийся 30 июня, принес небольшое облегчение рынкам, т.к. Д. Трамп отложил повышение импортных тарифов на китайские товары, а китайская сторона согласилась закупить сельскохозяйственную продукцию. На этом фоне фондовый рынок США возобновил рост, что способствовало временной коррекции цен на драгоценные металлы.

При этом представители ФРС США несколько охладили оптимизм участников рынка по поводу снижения ставок на июльском заседании, подчеркнув независимость экономических решений от политического давления. В июле 2019 г. на рынках сохранялся оптимизм в ожидании продолжения торговых переговоров США и Китая. Однако они завершились в конце месяца без особых успехов, после чего Д. Трамп объявил о повышении импортных пошлин на китайские товары.

В ходе июльского заседания ФРС США понизила ставку на 0,25 пункта, но сообщила, что это не является началом цикла смягчения, а лишь корректировкой текущей политики. Тем не менее дальнейшее развитие событий привело к тому, что рынок повысил оценку вероятности снижения базовой ставки ФРС США на 0,75 пункта за текущий год. По данным FedWatch, CME Group трейдеры оценивают вероятность снижения ставки в ходе сентябрьского заседания (17-18 сентября) в 82%.

По мнению банка Goldman Sachs, ФРС США еще дважды до конца 2019 г. снизит процентные ставки, вероятность снижения в сентябре оценивается в 75%, а в октябре – в 50%.

Под влиянием полученного импульса от регуляторов и Д. Трампа цены на золото взлетели выше уровня $1500/унция. Обычно спокойный август в этом году выдался очень активным для рынков драгоценных металлов – цены на золото продолжали расти высокими темпами, чуть позже к росту подключился рынок серебра, а также платины. Рынки серебра и платины усилили страховую функцию в глазах инвесторов, не обращавших более внимания на возможное падение промышленного спроса.

Тем не менее регуляторы всё ещё пытаются охладить ситуацию: по итогам встречи Цен-тробанков в Джексон Хоул (США) в конце августа прозвучали весьма сдержанные заявления по поводу стимулирующей политики. Это несколько снизило надежды инвесторов на снижение процентной ставки, но в то же время усилило опасения по поводу рецессии.

В то же время ситуацию будоражат публикации официальных властей, в частности Китая, о необходимости возврата к золотому стандарту в качестве альтернативы рушащемуся финансовому механизму. Отлично дополняет подобные публикации заявление главы Банка Англии, сделанное в Джексон Хоул, о необходимости создания синтетической валюты (Synthetic Hegemonic Currency (SHC)) взамен существующей мировой валютной системы.

В настоящее время ситуация несколько успокоилась в преддверии очередного витка торговых переговоров США и Китая, намеченных на октябрь, а также предстоящего на следующей неделе заседания ФРС США. Также 12 сентября состоится заседание ЕЦБ, от которого ожидают сообщения о возобновлении пакета стимулирующих мер.

Тем не менее все раунды переговоров США и Китая продолжаются с переменным успехом, но результаты неизменно сопровождаются повышением импортных пошлин, ведущих к усилению экономического разрыва. Опасения рецессии в мировой экономике усиливаются, что способствует перетеканию портфелей в страховые активы.

В прошедший период запасы в золотых, серебряных и платиновых ETF-фондах выросли на 13%, 20,7% и 10% соответственно. Запасы в палладиевых ETF-фондах снизились на 9,5%. Политические беспорядки в Гонконге, Brexit и ожидание снижения ставок способствовали возобновлению интереса инвесторов к беспроцентным активам.

Инвесторы также продолжали выбирать запасы палладия из ETF-фондов в связи с сокращающимся предложением металла на рынке. Компания «Норильский никель» про-должает покупать металл в свой «Глобальный палладиевый фонд», поставив план закупки палладия на уровне 300-500 тыс. унций в 2019 г. Резервы фонда, по оценке компании, на конец года составят не менее 100 тыс. унций. Кроме того, фонд выкупает запасы палладия у существующих держателей металла, в том числе в ETF-фондах, а затем продаёт его промышленным потребителям «Норильского никеля».

Цены на драгоценные металлы в Шанхае на SGE в прошедший период значительно вы-росли под влиянием резкого ослабления курса китайской валюты, объёмы торгов также выросли, особенно в серебре. Курс юаня к доллару США преодолел психологическую отметку в 7 юаней за доллар США.

По сообщению Reuters, китайские власти ограничивают импорт золота в страну в попытке сдерживания оттока капитала. С мая 2019 г. были сокращены или вовсе не продлевались ежемесячные квоты на импорт золота для банков. Поставки золота в страну сократились примерно на 300-500 т, а по таможенным данным импорт золота в 1 полугодии 2019 г. составил 575 т против 883 т за аналогичный период 2018 г.

По данным Hong Kong Census and Statistics Department, чистый импорт золота в Китай через Гонконг в июле 2019 г. упал на 42% до 10,915 т по сравнению с июнем, что стало минимальным уровнем за последние восемь лет.

По данным China Gold Association, потребление золота в Китае в 1 полугодии 2019 г. снизилось на 3,3% к аналогичному периоду 2018 г. до 523,5 т. При этом спрос на ювелирные украшения вырос на 2,2% г/г до 358,7 т, а инвестиционный спрос снизился на 17,3% г/г до 110,5 т. Производство золота в стране за 1 полугодие 2019 г. снизилось на 5,1% г/г до 180,7 т.

Рост цен снизил спрос на золото в Азии, хотя политические беспорядки в Гонконге и торговая война Китая и США, по данным Refinitiv GFMS, повышает инвестиционный интерес к металлам. Кроме того, трейдеры отмечают активные продажи золота и покупки серебра. Премии на поставку физического золота в Китае в конце прошлой недели составляли $9/$10/унция, но активность снизилась ввиду высоких цен.

Премии в Сингапуре и Гонконге также подросли до +$0,5/+$1,15/унция на фоне повышенного спроса из-за беспорядков в Гонконге. В Токио золото вновь торговалось с дисконтом в $0,75/унция к лондонским ценам, т.к. внутренние цены достигли самого высокого уровня с 1980 г.

В Индии спрос понизился в связи с завершением недельного фестиваля Ганеши, поставки лома остаются высокими, спрос на серебро также растёт. Дилеры предлагали золото с дисконтом в $45,0/унция, запасы не пополняются из-за очень высоких цен.

По оценке GFMS, спрос на золото в Индии в 1 полугодии 2019 г. составил 371 т, что стало максимальным значением с 1 полугодия 2015 г. Из них потребление ювелирных изделий составило 289 т, а инвестиционный спрос – 82 т.

Неожиданное повышение импортных пошлин с июля 2019 г. усилило давление на спрос во 2 полугодии. Импорт золота в Индию в августе составил всего 30 т против 111,5 т годом ранее. Импорт золота в Индию в сентябре может составить менее 35 т против 81,7 т в сентябре 2018 г.

Импортные пошлины на золото и прочие драгоценные металлы с июля 2019 г. в среднем были повышены с 10% до 12,5%, при этом пошлины на неочищенное золото повышены с 9,35% до 11,85%, на серебро – с 8,5% до 11%. Увеличение пошлин произошло вопреки лоббированию местных ювелиров, надеявшихся на их снижение.

По оценкам индийских ювелиров, после повышения пошлин «серый» импорт золота в страну может вырасти до 200 т в текущем финансовом году.

Всемирный золотой совет (WGC) опубликовал отчёт по рынку золота за 2 кв. 2019 г., в котором избыток золота в мире составил 40,6 т на конец 2 квартала текущего года. Мировое потребление золота во 2 кв. 2019 г. выросло на 10,4% ко 2 кв. 2018 г. Спрос Центробанков во 2 квартале 2019 г. вырос на 48,1% г/г до 224,4 т, вложения в ETF выросли на 98,8% г/г, вложения в монеты выросли на 8,2% г/г. По оценке GFMS, Центробанки могут приобрести 500-600 т золота в 2019 г.

По оценке WGC, предложение золота в мире во 2 квартале 2019 г. выросло на 5,6% г/г за счёт роста продаж на вторичном рынке и небольшого прироста добычи металла.

По данным МВФ, в июле 2019 г. Центробанки продолжали покупать золото. Самыми крупными покупателями стали: Банк России закупил 12,2 т золота, повысив золотой резерв до 2219,2 т; Банк Казахстана закупил 4,7 т (резерв - 380 т), Банк Турции закупил 3,7 т (резерв – 510,6 т). Кроме того, золото покупали Банки Катара и Монголии.

По данным Союза золотопромышленников РФ производство золота в России в 1 пол. 2019 г. составило 142,2 т, что на 11% больше, чем в аналогичный период 2018 г. Пер-вичная добыча металла выросла на 12%, попутное производство – на 24%, а вторичная переработка снизилась на 5%.

Производство серебра в России в 1 пол. 2019 г. упало на 7% к аналогичному периоду 2018 г. до 723,4 т. Добыча серебра упала на 2%, вторичная переработка подросла на 1%, а попутное производство упало на 38%.

По прогнозу Союза золотопромышленников РФ, производство золота в России в 2019 г. может достичь 340 т, а производство серебра – 1600 т. По прогнозу министра промышленности и торговли Д. Мантурова, добыча золота в России к 2030 г. может достичь 427 т.

В августе 2019 г., по данным Монетного двора США, продажи золотых монет составили 6 тыс. унций, продажи серебряных монет – 1,007 млн унций. Продажи золотых монет за 8 мес. 2019 г. пока остаются на 32% ниже, чем в аналогичный период 2018 г. Однако продажи серебряных монет за 8 мес. 2019 г. уже на 34% превышают продажи за 8 мес. 2018 г.

По данным австралийского монетного двора The Pert продажи золотых монет в августе 2019 г. также выросли совсем немного до 21,766 тыс. унций против 21,518 тыс. унций в июле. Однако продажи серебряных монет взлетели в августе 2019 г. до 1,171 млн унций против 987 тыс. унций в июле 2019 г.

По данным Reuters poll, на 1 августа 2019 г. среднегодовая стоимость золота в 2019 г. оценивается на уровне $1351/унция, а в 2020 г. – на уровне $1433/унция. Росту цен будет способствовать спрос стороны Центробанков, приток средств в биржевые ETF-фонды и смягчение политики регуляторов.

По данным Reuters poll, на 1 августа 2019 г. среднегодовая стоимость серебра в 2019 г. оценивается на уровне $15,50/унция, а в 2020 г. – на уровне $16,85/унция. Темпы роста цен на серебро по оценке участников опроса будут отставать от темпов роста цен на золото.

Опровергая мнение аналитиков Reuters poll, темпы роста цен на серебро в прошедший период превзошли темпы роста цен на золото. Рынок протестировал уровень $19,75/унция под влиянием резкого закрытия коротких позиций на COMEX. В настоящее время наблюдается коррекция цен вниз к уровню $18,0/унция. Соотношение золота и серебра снижалось до самого низкого уровня за более чем год – до 79,47 пункта, после чего вновь подросло до 83,40 пункта.

Резкий рост цен на серебро косвенно подтверждает ожидания дальнейшего роста цен на золото. На первый взгляд может показаться нелогичным, что серебро растёт на фоне ослабления перспектив для промышленного спроса, учитывая, что промышленный спрос составляет более 50% от общего потребления серебра в мире.

Тем не менее реакция рынка изменилась, поскольку замедление мировой экономики приводит к смягчению денежно-кредитной политики и отрицательным ставкам. Таким образом, по мере роста цен на золото перспективы роста цен на серебро также возрастают.

Кроме того, объёмы торгов серебром на бирже SGE в Шанхае в последнее время резко выросли, а открытый интерес находится на многолетних максимумах.

Спекулятивно рынок серебра выглядит перекупленным, что подтверждается текущей коррекцией цен вниз, а в связи со слабыми перспективами роста промышленного предложения дальнейший рост цен пока остаётся под вопросом.

Ситуация на рынке платины в прошедший период была аналогична ситуации на рынке серебра. Поначалу игнорируя рост цен на золото, рынок платины в начале сентября резко вырос до сильного уровня сопротивления $1000/унция под влиянием закрытия коротких позиций, после чего цены понизились до уровня $960. Спред между золотом и платиной составляет $560/унция. Спред между платиной и палладием составляет $589/унция.

По обновленному прогнозу WPIC, избыток на рынке платины на конец 2019 г. снизится почти в два раза относительно 2018 г. до 345 тыс. унций. Мировое предложение платины в 2019 г. вырастет на 4%, а мировое потребление увеличится на 9% к 2018 г. При этом наземные запасы металла вырастут на 12%.

По данным Statistics South Africa, добыча золота в ЮАР в июне 2019 г. снизилась на 16% в годовом выражении, а производство платиноидов упало на 6,3%, что поддерживает цены на платину и палладий.

Рынок палладия в прошедший период оставался резко волатильным – цены колебались в диапазоне $1550-1400/унция. В начале сентября цены на палладий взлетели до уровня $1549/унция в корреляции с рынком серебра и платины. Косвенно рынок получил поддержку от сокращения производства в ЮАР и аварии на никелевом заводе в Папуа Новая Гвинея.

Перспективы рынка палладия по фундаментальным оценкам пока остаются позитивными, но замедление мировой экономики может резко снизить промышленное потребление этого металла. Данные GFMS показывают ожидаемый дефицит на рынке палладия в 2019 г. на уровне 1,8 млн унций и 1,9 млн унций в 2020 г. На рынке платины ожидается избыток в 200 тыс. унций в 2019 г. и в 300 тыс. унций в 2020 г.

По оценке компании «Норильский никель», дефицит на мировом рынке палладия составит 600 тыс. унций в 2019 г. из-за растущего спроса в автомобильном секторе на фоне ужесточения норм выбросов на всех основных рынках.

По данным Reuters poll, на 1 августа 2019 г. среднегодовая стоимость платины в 2019 г. оценивается на уровне $848/унция, а в 2020 г. – на уровне $905/унция. Среднегодовая стоимость палладия в 2019 г. оценивается на уровне $1467/унция, а в 2020 г. – на уровне $1500/унция.

Таким образом, основными влияющими на рынки драгоценных металлов факторами остаются: политика основных Центробанков мира, в первую очередь, ФРС США, а также развитие торговых войн и растущая политическая напряженность в мире. Ожидание рецессии вселяет в инвесторов надежду на смягчение денежно-кредитной политики ФРС в случае ухудшения экономических показателей, что остаётся сильной поддержкой для золота, серебра и платины.

Рынок палладия продолжит получать умеренную поддержку от ожидаемого дефицита металла на рынке, однако замедление промышленного спроса может привести к снижению цен.

Другая аналитика